menu
person

07:19
Оформление Ремонтный Чертежей. Анализ Дефектов Детали

Анализ проводится с целью выявления целесообразности устранения дефектов детали. Необходимо произвести оценку степени влияния каждого дефекта на эффективность и безопасность использования детали с учетом назначения и конфигурации, показателей ее качества, режимов и условий эксплуатации.

Малозначительным называется дефект, который не оказывает существенного влияния на использование детали по назначению и ее долговечность.

Значительным называется дефект, который существенно влияет на использование детали по назначению и на ее долговечность, но не является критическим.

Критическим называется дефект, при наличии которого использование детали по назначению практически невозможно или исключается в соответствии с требованиями безопасности.

Определенные сочетания дефектов, каждый из которых при отдельном его рассмотрении является малозначительным или значительным, могут быть эквивалентны критическому дефекту. Из этого следует, что изношенная деталь должна выбраковываться не только в случае, когда размер одной из ее поверхностей превышает допустимый для ремонта, но и когда совокупность нескольких дефектов (малозначительных и значительных) делает ее восстановление экономически нецелесообразным.

На основе анализа дефектов разрабатывают ремонтные чертежи, которые служат рабочими конструкторскими документами, предназначенными для разработки технологических процессов восстановления деталей.

На ремонтном чертеже в обязательном порядке должны быть приведены изображение восстановленной детали, технические требования к ней, спецификация ремонтного сборочного чертежа, таблица дефектов с указанием способов их устранения, условия и перечень дефектов, при которых деталь не принимают на восстановление, рекомендуемый основной технологический маршрут восстановления. При необходимости на ремонтных чертежах приводят указания по базированию и таблицы категорийных ремонтных размеров.

Изображение детали размещают в левом верхнем углу листа формата АЗ. Допускается выполнять ремонтные чертежи на листах других форматов, но не более формата А1.

На ремонтных чертежах сплошной толстой (основной) линией обозначают поверхности, подлежащие восстановлению, а также последующей обработке. Остальную часть изображения указывают сплошной тонкой линией.

В технических требованиях указывают:

  • —    допустимые отклонения размеров,
  • —    шероховатость восстановленных поверхностей,
  • —    разброс твердости,
  • —    допустимость наличия пор, раковин и отслоений,
  • —    прочность сцепления нанесенного слоя и других параметров, обусловленных применением того или иного способа,
  • —    допуски расположения поверхностей, которые должны быть выдержаны в процессе восстановления.

В таблице дефектов должны быть указаны:

  • —    номера и наименования дефектов,
  • —    коэффициенты их повторяемости от общего числа деталей, поступивших на дефектацию и от общего числа ремонтопригодных деталей,
  • —    основной и допускаемые способы устранения дефектов.

При восстановлении деталей способами сварки, наплавки, напыления и другими следует указывать наименование, обозначение материала, защитную среду. Под таблицей дефектов должны быть указаны условия и дефекты, при которых деталь не принимается на восстановление. В правом верхнем углу поля чертежа помещают таблицу категорийных размеров.

Выбор способов устранения дефектов

В настоящее время ремонтные предприятия располагают достаточно большим числом проверенных практикой способов восстановления деталей, позволяющих возвратить работоспособность изношенным и поврежденным деталям. К ним относятся способы:

  • —    ремонтных размеров,
  • —    дополнительных деталей,
  • —    пластической деформации,
  • —    электролитических и газотермических покрытий,
  • —    наплавки и др.

Однако не все из указанных способов восстановления деталей являются равноценными.

При использовании способа ремонтных размеров усложняется система снабжения запасными частями, технической документацией, возникает необходимость больших запасов деталей различной номенклатуры. Кроме того, многократное использование данного способа приводит к снижению запасов прочности деталей, уменьшению их износостойкости, так как при этом постепенно снимается упрочненный различными способами поверхностный слой металла.

При использовании способа дополнительных деталей значительно увеличиваются затраты на восстановление изделия и это, во многих случаях, приводит к тому, что указанный метод оказывается экономически неэффективным. Особенно нерационально использовать данный способ для восстановления деталей, имеющих незначительные износы.

Простой и экономичный способ восстановления деталей пластической деформацией имеет ограниченную область применения и часто не может быть использован для восстановления конкретных изделий в связи со специфическими особенностями их конструкции.

Для того чтобы из существующих способов нанесения покрытий выбрать наиболее рациональный, необходимо правильно оценить как сами покрытия, так и применимость их для восстановления конкретных деталей.

Впервые экспериментальные и теоретические исследования выбора способа восстановления деталей были выполнены В. А. Шадричевым. По предложенной им методике способ восстановления деталей должен выбираться в результате последовательного использования трех критериев:

  • —    применимости,
  • —    долговечности,
  • —    технико-экономической эффективности.

В дальнейшем эта методика была конкретизирована, усовершенствована, в особенности применительно к понятию

первого и третьего критериев, и приведена к виду, удобному для практического применения.

Согласно рассматриваемой методике, выбираемый способ восстановления (СВ) выражается как функция (/) трех коэффициентов:

СВ = f(KT. кд, кэ) ,

где Кт — коэффициент применимости способа, учитывающий его технологические, конструктивные и эксплуатационные особенности детали;

Кд — коэффициент долговечности, обеспечиваемый способом восстановления, применительно к данному виду восстановления деталей;

Кд — коэффициент технико-эконо_мической эффективности способа восстановления, характеризующий его производительность и экономичность.

Общая методика выбора рационального способа восстановления состоит из трех этапов.

1.    Рассматривают различные способы восстановления и производят выбор из них таких, которые удовлетворяют необходимому значению коэффициента Кт.

2.    Из числа способов восстановления, удовлетворяющих Кг проводят выбор тех, которые обеспечивают последующий межремонтный ресурс восстановленных деталей, т. е. удовлетворяют значению коэффициента долговечности К„.

3.    Если установлено, что требуемому значению КД для данной детали соответствуют два или несколько способов восстановления, то выбирают из них те, у которых наилучшие значения Кд.

Для исключения субъективных мнений при выборе рациональных способов восстановления деталей введено понятие коэффициента применимости, численное значение которого ограничивается двумя уровнями:

I — способ восстановления деталей по всем его параметрам применим для восстановления данной детали;

О — способ восстановления для данной детали неприменим.

Опытное значение прочности сцепления наращенного слоя с основным металлом определяют методом отрыва штифта от покрытия.

Эталонные значения прочности сцепления:

  • — для наружных стальных поверхностей, воспринимающих значительные ударные или знакопеременные нагрузки — 50 кгс/мм2;
  • —    для наружных стальных и чугунных поверхностей, не воспринимающих значительные ударные или знакопеременные нагрузки — 20 кгс/мм2;
  • —    внутренних посадочных поверхностей под подшипники, не воспринимающих знакопеременные и значительные ударные нагрузки, стальных, чугунных или детали из алюминиевых сплавов — 5 кгс/мм2;
  • —    наружных или внутренних стальных или чугунных поверхностей, не воспринимающих значительные ударные или знакопеременные нагрузки слоем, характеризующимся пористостью, при работе сопряжения в условиях обильной смазки — 4 кгс/мм2.

Значения коэффициента Кси не могут быть выше единицы. Схема решения данной задачи аналогична рис. 64. При определении экономического эффекта, получаемого от восстановления деталей на единицу продукции, а не за определенный промежуток времени, нельзя не учитывать относительную производительность способов восстановления.

Сравнение производительности характерных способов восстановления, например наплавочных, не связано с какими-либо трудностями. Затруднения возникают при попытке сравнения производительности принципиально отличающихся способов. Чтобы избежать этого, вводится понятие условной детали. За условную деталь принят полый валик (применительно к способам пластических деформаций) диаметром 40 мм, длиной 100 мм и с величиной износа на сторону 0,2 мм.

Блок-схема расчета обобщенного показателя

Рис. 64. Блок-схема расчета обобщенного показателя:

Ксц — параметры, характеризующие восстанавливаемую деталь (Xj-вид материала; Х2-вид поверхности; Хз — наружный диаметр, мм; Х4 — внутренний диаметр, мм; Х5, — требуемая величина покрытия, мм; Х6, — отношение к знакопеременным нагрузкам; Х7-вид сопряжения); Z{ — технологические характеристики способа восстановления (Zf — вид металлов и сплавов, по отношению к которым применим метод; Z2 — вид поверхности восстановления; Za — минимально допустимый наружный диаметр восстановления, мм; Z4 — минимально допустимый внутренний диаметр восстановления, мм; Z5 — обеспечиваемая толщина (глубина) наращивания или упрочения, мм; Z6 — вид нагрузки на восстанавливаемую поверхность; Z7 — сопряжения и посадки восстановленной поверхности)

Последовательность выполнения операций

При восстановлении детали проходят последовательно ряд операций в следующем порядке:

  • — в первую очередь выполняются подготовительные операции (очистка, обезжиривание, правка, восстановление базовых поверхностей);
  • —    механическая обработка, которая предназначена для устранения дефектов, образовавшихся в процессе эксплуатации, или придания правильной геометрической формы изношенным поверхностям, в том числе специальной (например, при электродуговом напылении нарезка «рваной» резьбы, фрезерование канавок и т. п.);
  • —    наращивание изношенных поверхностей (наплавка, напыление и пр.). При этом в первую очередь выполняют операции, при которых детали нагревают до высокой температуры (сварка, наплавка, термическая обработка). Если необходимо, то детали подвергают вторичной правке. Затем выполняют операции, не требующие нагрева деталей (хромирование, железнение и пр.);
  • —    окончательная обработка (токарная, фрезерная, слесарная и пр);
  • —    контрольные операции назначают в конце технологического процесса и после выполнения наиболее ответственных операций.

Запись операций производится кратко, например:

05 — термическая (отпуск шлицев);

10 — токарная (срезание шлицев);

15 — наплавочная (вибродуговая наплавка поверхности под шлицы);

20 — токарная (обтачивание поверхности под шлицы);

25 — фрезерная (шлицефрезерная);

30 — слесарная (заготовка ленты под три изношенные шейки) и т.п.

Категория: Ремонт Узлов и Приборов (Деталей) | Просмотров: 58 | Добавил: autodromcar | Теги: Восстановление, чертеж, ремонтный, коэффициент, способ, деталь, значение, поверхность, использование, дефект | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar