menu
person

16:20
Ремонт Генераторов. Ремонт Электрооборудования

Дефекты генераторов: нарушение контакта щеток с контактными кольцами в результате износа или зависания щеток, поломки или ослабления щеточных пружин; замыкание на массу изолированных выводов обмоток статора или ротора; обрыв или межвитковое замыкание обмоток статора или ротора; обрыв или пробой диодов у генераторов со встроенными выпрямителями; износ поверхности контактных колец; трещины или сколы щеткодержателя.

Преждевременный отказ в работе подшипников происходит из-за отсутствия смазки или при значительно превышающем норму натяжении приводного ремня. В местах установки шариковых подшипников возникает износ: на поверхности вала якоря в результате проворачивания его обойм при разрушении подшипников; в отверстиях крышек под посадку подшипников.

Повреждение изоляционных прокладок щеткодержателей и потеря упругости их пружин происходят из-за местного нагрева вследствие образования токопроводящих мостиков при загрязнении.

В результате недостаточной жесткости установки генератора на двигателе могут возникнуть обломы ушек крышки и трещины в перемычках между вентиляционными отверстиями. Для крышек характерно возникновение дефектов, связанных с износом отверстий в ушках сод болты крепления и срывом резьбы в ушке под болт крепления натяжного кронштейна.

Разборка генераторов включает следующие работы: отвертывание винтов крепления и снятие щеткодержателя в сборе со щетками; отвертывание винтов крепления крышки подшипника со стороны контактных колец и снятие ее; отвертывание стяжных винтов крепления крышек генератора; снятие с помощью съемника или пресса крышки со стороны контактных колец в сборе с предварительным отвертыванием винтов крепления фазных выводов обмотки статора; снятие с крышки со стороны контактных колец блоков диодов; снятие статора с обмотками; отвертывание гайки со стороны контактных колец и со стороны шкива с предварительным закреплением ротора в тисках; снятие с помощью съемника или пресса с вала ротора: шкива и шпонки; крышки со стороны привода и подшипника со стороны контактных колец; снятие с крышки со стороны привода шайбы крепления сальника и подшипника.

При дефектации деталей выполняют следующие операции:

  • давление пружин на щетки проверяют динамометром. Оно должно соответствовать техническим условиям для данного типа генератора. Пружины щеток, потерявшие упругость, заменяют; замыкание на массу изолированных выводов и обмоток проверяют контрольной лампой, питаемой от аккумуляторной батареи или сети напряжением 220—500 В, или омметром. При нарушении изоляции лампа горит. Обрыв обмотки возбуждения или статора проверяют прикосновением щупов к контактным кольцам или поочередно к выводам фаз обмотки статора. В случае обрыва лампа гореть не должна или стрелка омметра не будет отклоняться. Межвитковые замыкания обмотки ротора определяют по сопротивлению катушки возбуждения, которое должно соответствовать техническим условиям. Обмотки статора на межвитковые замыкания проверяют омметром и сравнивают измеренные значения сопротивлений между выводами. При отсутствии межвитковых замыканий сопротивления между выводами должны быть одинаковыми; диоды проверяют источником постоянного тока напряжением не выше 24 В, которое прикладывают к выводам диода через контрольную лампу. Исправный диод должен проводить ток только в одном направлении. При приложении напряжения в прямом направлении (плюс источника соединен с плюсом диода) контрольная лампа должна гореть, а при приложении напряжения в обратном направлении она гореть не должна. Если контрольная лампа горит при приложении напряжения в обоих направлениях, диод негоден из-за короткого замыкания в нем (пробоя). Если контрольная лампа не горит при приложении напряжения в обоих направлениях, диод негоден из-за обрыва;
  • механические повреждения — износ шеек вала ротора, разрушение подшипников, разработка шпоночной канавки в шкиве, смятие шпонки, выработка в крышках посадочных мест под подшипники и другие дефекты — выявляют осмотром и измерением. Щеткодержатели, имеющие сколы, трещины и деформацию корпуса, заменяют.

Ремонт генератора включает следующие операции:

  • поврежденную изоляцию выводов заменяют исправной;
  • для снятия отказавшей в работе катушки возбуждения необходимо разобрать ротор с помощью съемника или пресса. Намотку катушки возбуждения делают на оправку проводом соответствующего диаметра. Исправную катушку возбуждения устанавливают на втулку между двумя изоляционными шайбами, напрессовывают на вал половину полюсов и контактные кольца, закрепляют полюсы с помощью гайки, выводы катушки припаивают к контактным кольцам. Затем ротор пропитывают изоляционным лаком;
  • при отказе в работе одной из фазных обмоток статора заменяют все фазные катушки. У дефектного статора выжигают изоляцию, после чего фазные катушки снимают. Новые катушки каждой фазы наматывают проводом соответствующего диаметра с помощью приспособления на специальной разборной оправке. По окончании намотки откусывают конец провода, отвинчивают гайку оправки и разъединяют секции для снятия катушек фазы. Затем оправку собирают по порядку номеров, выбитых на каждой секции, для намотки следующей фазной обмотки. В углубления очищенного и окрашенного нитроэмалью статора вставляют изогнутую П-образную изоляцию из электротехнического картона. На выступы статора поочередно надевают катушки каждой фазы. Фиксируют катушки в пазах текстолитовыми удерживающими клиньями. Начала фазных катушек зачищают, скручивают и спаивают в тигле припоем ПОС-40. На выводные концы надевают изоляционные хлорвиниловые трубки и закрепляют присоединительные наконечники. Статоры пропитывают путем погружения в ванну с лаком ГФ-95 на 1-2 мин. Сушку производят в шкафу при температуре 100-120‘С в течение 4 ч;
  • поврежденные диоды в блоках отпаивают от соединительных шин и на их место устанавливают исправные. Перед припайкой диодов к шинам проверяют полярность с помощью контрольной лампы так, как это указывалось выше. Условия пайки: припой ПОС-61; флюс — спиртовой раствор канифоли; продолжительность пайки не должна превышать 15 с;
  • контактные кольца протачивают до выведения следов износа и размера не менее оговоренного в технических условиях. Если диаметр колец после проточки меньше допустимого из-за значительного износа, то кольца заменяют новыми, предварительно отпаяв от них выводы обмотки возбуждения;
  • вместо дефектной шпоночной канавки на валу ротора фрезеруют новую в месте, противоположном старой;
  • шейки вала ротора под посадку подшипников восстанавливают хромированием или пластическим деформированием (накаткой).
  • изношенное отверстие в крышках под посадку подшипника восстанавливают с помощью дополнительной ремонтной детали (растачивание отверстия под втулку, изготовление втулки, запрессовка втулки, растачивание и шлифование втулки под номинальный размер);
  • изношенные отверстия в ушках крышек под болты крепления восстанавливают с помощью дополнительной ремонтной детали (растачивают отверстие с помощью кондуктора под втулку, ремонтную втулку накатывают по внешнему диаметру и запрессовывают в подготовленное отверстие ушка);
  • сорванную резьбу в ушке под натяжкой кронштейн восстанавливают путем нарезания резьбы увеличенного диаметра.

Сборку генераторов производят в порядке, обратном разборке, при соблюдении следующих технических требований: изоляция выводов крышек должна выдерживать испытание переменным током напряжением 220 В; катушка обмотки возбуждения ротора должна быть проверена ка отсутствие межвитковых замыканий и замыканий на корпус; контактные кольца не должны замыкаться между собой и на корпус; катушка возбуждения должна плотно зажиматься в свободном пространстве ротора под полюсами; собранный ротор должен быть пропитан изоляционным лаком; в шариковые подшипники должна быть заложена специальная смазка (ЛЗ-158, ЦИАТИМ-201 и т.д.); фетровые шайбы сальников пропитаны индустриальным маслом 45, с последующим отжимом; биение контактных колец относительно посадочных мест под шариковые подшипники не должно превышать 0,05 мм.

После сборки генератора ротор должен вращаться свободно от руки. Продольный люфт ротора должен быть в пределах 0,15—0,25 мм. Размеры, зазоры и натяги в сопряжениях отдельных деталей при сборке генераторов должны соответствовать технической документации ка ремонт данного типа генератора.

Испытания генераторов осуществляют на соответствие их выходных параметров техническим характеристикам, приведенным в технических условиях. Испытания генераторов проводят на контрольно-испытательном стенде (типов 2214, Э-211, 532, КИ-968 и др.). При испытании проверяют частоту вращения ротора, при которой генератор развивает определенное напряжение без нагрузки и под нагрузкой.

Ремонт щеток и щеткодержателей. Основными неисправностями щеток и щеткодержателей являются: плохое прилегание щетки к коллектору вследствие износа рабочей поверхности щетки; плохой контакт в месте припайки гибкого кабеля, соединяющего щетку с щеткодержателем; ослабление пружины, прижимающей щетку к коллектору; повреждение изоляционной подкладки щеткодержателя.

Плохой контакт в месте присоединения гибкого провода устраняют пайкой. В качестве припоя применяют олово или третник, а в качестве флюса — канифоль. При плохом нажиме щетки на коллектор разгибают и закаливают пружину или заменяют новой. Давление щетки на коллектор должно быть равным 600 г. При повреждении изоляционную подкладку щеткодержателя заменяют новой.

Ремонт коллекторов. Характерные неисправности коллектора — неравномерный износ рабочей поверхности, повреждение изоляции между ламелями и между ламелями и втулкой коллектора.

При износе коллектор протачивают на токарном станке (в центрах). Если между ламелями выступает изоляция, коллектор следует протачивать при скорости резания не более 30 м/мин. Если изоляция не выступает, скорость резания можно принять равной 60 м/мин. Проточку нужно вести при подаче не более 0,1 мм и минимальной глубине резания. Допускаемая величина уменьшения коллекторов арочного типа , где DK—нормальный диаметр коллектора.

После проточки коллектор зачищают тонкой стеклянной бумагой 00 до удаления следов резца и грубых царапин с поверхности, приводящих к быстрому износу щеток. На каждый миллиметр уменьшения диаметра коллектора давление щеток должно быть увеличено на 100 г. После зачистки коллектора прорезают изоляцию между пластинами тонкой ручной ножовкой или фрезой. Изоляция должна быть углублена на 0,5 мм. В случае повреждения изоляции между ламелями или между ламелями и втулкой коллектор заменяют или перебирают.

Коллектор на замыкание между ламелями проверяют с помощью контрольной лампы (рис. 157). Для этого концы обмоток отпаивают от ламелей, один конец провода от сети или источника тока присоединяют к одной из ламелей, а второй, соединенный последовательно с лампочкой,— к рядом расположенной ламели.

При повреждении изоляции лампочка загорается. Для проверки замыкания ламелей со втулкой коллектора обмотку не отпаивают. В этом случае один конец провода от источника тока присоединяют поочередно к ламелям; а второй от лампочки присоединяют к валу якоря. При исправной изоляции между ламелями и втулкой коллектора лампочка не горит.

Проверка изоляции между пластинами коллектора

Рис. 157. Проверка изоляции между пластинами коллектора

Электрическую прочность изоляции, отделяющей ламели от корпуса якоря, следует проверять при напряжении 500 В.

Ремонт якорей. Основные неисправности якоря генератора и стартера и сопрягающихся с ними деталей — износ подшипников, прогиб вала, истирание железа, повреждение изоляции или обрыв проводов обмотки в лобовой части, повреждение изоляции в пазах, вызывающее замыкание обмотки на корпус, замыкание между витками обмотки, обрыв проводов в местах крепления обмотки к ламелям.

Изношенные подшипники заменяют новыми. 'Изогнутый вал выправляют при помощи пресса. В случае сильного истирания железа якоря для уменьшения магнитных потерь под полюсные наконечники подкладывают пластины из малоуглеродистой стали до получения междужелезного пространства нормальной величины.

При повреждении изоляции в любой части обмотки необходимо установить причины, вызывающие эту неисправность (разбег якоря, отъединение концов обмотки), и с помощью деревянной наставки и молотка обжать лобовые провода и закрасить изоляционным лаком. Поврежденную обмотку перематывают. Перед снятием обмотки должен быть зарисован эскиз якоря и схема обмотки и записаны сдвиг обмотки по коллектоным шеллачным лаком, сушат в течение 4—5 часов, вторично покрывают изоляционным лаком и окончательно сушат в течение 10—15 часов. Потом очищают и шлифуют якорь, очищают пазы между ламелями и проверяют якорь на индукционном аппарате (рис. 158).

Во время проверки якорь вводят в переменное магнитное поле, при этом обмотка якоря начинает работать как вторичная обмотка трансформатора. Присоединяя контактные вилки амперметра к двум соседним ламелям коллектора, определяют ток в обмотке и ее состояние.

Проверка якоря генератора на индукционном аппарате

Рис. 158. Проверка якоря генератора на индукционном аппарате: 1 переключатель; 2 — штепсельная вилка; 3 — щупы контрольной электрической лампы; 4 — контрольная электрическая лампа; 5 — вилка гальванометра; в — гальванометр;

7 реостат; 8 — секция якоря; 9 — коллектор якоря; 10 железо якоря; 11 — направление магнитных силовых линии; 12 — ярмо аппарата.

Во время проверки амперметр присоединяют так, как указано на рисунке 158. В атом случае амперметр будет показывать максимальный ток в витках, так как при этом положении возникает наибольшая электродвижущая сила. Это положение контактных вилок следует сохранять при проверке всех обмоток, для чего якорь в процессе испытания поворачивают.

При исправных обмотках показания амперметра должны быть одинаковыми. При двухстороннем обрыве в обмотке секции показания амперметра будут равны нулю (рис. 159, а). Такие же показания будут при полном коротком замыкании витков секции (рис. 159, б). В случае частичного замыкания витков секции-показания амперметра будут меньше, чем при испытании исправной секции (рис. 159, б). При одностороннем обрыве обмотки секции показания амперметра близки к нулю (рис. 159, г). Короткое замыкание секций обнаруживается также хорошо с помощью ножовочного полотна, накладываемого на паз якоря, находящегося в магнитном поле индукционного аппарата. При коротком замыкании витков пластинка дребезжит.

Если витки секции припаяны неправильно, показания амперметра будут в два раза больше нормального (рис. 159, д).

Ремонт обмоток возбуждения. У обмоток возбуждения могут быть следующие неисправности: повреждение (разрушение) изоляции, короткое замыкание между витками, обрыв обмотки.

При повреждения наружной изоляции обмотки возбуждения старую изоляционную тесьму заменяют новой. В случае короткого замыкания между витками или обрыва витков перематывают обмотку.

Обмотку возбуждения испытывают на индукционном аппарате (рис. 160). В случае замыкания витков в обмотке будет индуктироваться ток и обмотка будет нагреваться. По нагреву в течение 5—6 минут судят о состоянии обмотки. Для проверки исправности обмотки пользуются контрольной лампой или замыкают концы обмотки, установленной на индукционном аппарате. В случае обрыва внутри обмотки она не будет нагреваться. 

Неисправности обмотки якоря

Рис. 159. Неисправности обмотки якоря

Неисправности обмотки якоря

Для проверки омического сопротивления определяют ток и напряжение, потребляемые катушкой.

Ремонт реле-регулятора напряжения. Характерными неисправностями реле-регулятора напряжения являются: повреждение изоляции обмоток, обрыв обмоток, поломка пружины, повреждение изоляции клемм, износ рабочей поверхности контактов.

При наличии первых двух неисправностей приходится перематывать обмотки реле и заменять изоляцию. Обмотку реле можно наматывать вручную с помощью электродрели или на специальном намоточном станке. Перед намоткой очищают сердечник электромагнита реле.

Поврежденные изоляционные детали заменяют новыми. Контакты изготовляют из серебра. Контакты припаивают серебряным припоем, состоящим из двух частей серебра и одной части латуни. В качестве флюса для припаивания контактов используют буру. Контакты можно также приклепывать.

Собранное реле или регулятор монтируют на исправляемом генераторе, испытывают и регулируют. Регулировка заключается в установлении необходимых зазоров и натяжения пружины.

Категория: Ремонт и Восстановление Узлов, Агрегатов, Приборов и Деталей | Просмотров: 57 | Добавил: autodromcar | Теги: якорь, генератор, изоляция, катушка, обмотки, щетка, Подшипник, замыкание, коллектор, Ротор | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar