menu
person

01:47
Ремонт Шлицевых Соединений. Ремонт Трансмиссии

Характерной неисправностью шлицевых соединений является износ боковой поверхности шлицев.

Этот износ является результатом высоких удельных нагрузок (особенно ударных), возникающих при увеличенном зазоре вследствие неточной обработки шлицованных деталей. На изношенных боковых поверхностях шлицев при этом образуются усталостные раковины. В некоторых случаях при работе сопряжений с резкими ударами происходит местная приварка шлицев вала к шлицам отверстий с последующим отрывом, что приводит к разрушению поверхностей этих деталей.

Наиболее распространен способ ремонта шлицевых соединений заваркой шлицевого вала или отверстия с последующей механической и термической обработками.

Перед началом заварки шлицев желательно на торце вала сделать метку, по которой можно было бы при последующей механической обработке (фрезеровании) установить фрезу (рис. 178) так, чтобы удалять наплавленный, а не основной материал шлицев.

При небольшой длине шлицы в отверстиях наваривают с одной стороны. При большой длине шлицы наваривают с одной стороны, до половины, а затем с другой стороны. В качестве присадочного материала в ремонтных предприятиях часто используют пружины клапанов.

После наварки шлицевых валов протачивают наплавленный слой до необходимого размера и фрезеруют шлицы.

Установка шлицевых отверстий

Рис. 178. Установка шлицевых отверстий:

 1 — резец, 2 — суппорт,  3 — патрон делительной головки, 4 — прошивка

Шлицевые отверстия после наварки протачивают до необходимого размера и затем нарезают шлицы на строгальном или долбежном станках либо с помощью прошивок или протяжек (рис. 179).

Диаметр цилиндрической части прошивки, применяемой для нарезки шлицев, должен быть на 0,02-0,04 мм меньше диаметра расточенного отверстия.

После механической обработки деталь подвергают закалке и отпуску. При небольшом износе можно ремонтировать шлицы чеканкой (рис. 180) в приспособлении, имеющем продольный вырез, равный по ширине выступу шлица, который желают получить после ремонта.

В качестве приспособления может быть использована деталь, с которой сопрягается валик. Для этого в применяемой детали нужно сделать продольный паз. Перед чеканкой валик отпускают. После чеканки каждого зуба приспособление спрессовывают с валика и в открытый паз вводят следующий зуб.

После чеканки всех шлицев канавки углубления, сделанные зубилом, заваривают газовой или электросваркой. После наварки детали обрабатывают на токарном станке и подвергают термической обработке.

Если охватывающую деталь шлицевого соединения (фланец, ступицу) можно осадить кузнечным способом, шлицевое соединение ремонтируют следующим образом. Охватывающую деталь нагревают в горне до ковочной температуры и в отверстие вводится холодный шлицевый валик. Затем при помощи сподка и наставки (рис. 181) осаживают охватывающую деталь, после чего ее термически обрабатывают (закаливают и отпускают).

Если охватывающую деталь нельзя осаживать, шлицы в отверстии стачивают на токарном станке и отверстие растачивают с таким расчетом, чтобы диаметр расточки был больше диаметра впадин шлицев на 0,5—1,5 высоты шлица (рис. 182). Затем из соответствующей стали вытачивают кольцо, наружный диаметр которого равен диаметру отверстия охватывающей детали после проточки с учетом натяга, а внутренний диаметр — наружному диаметру шлицевого вала.

Осадка детали, имеющей шлицевое отверстие

Рис. 181. Осадка детали, имеющей шлицевое отверстие:

1 — осаживаемая деталь, 2 — шлицевый вал, 3 — наставка

Ремонт шлицевого отверстия постановкой кольца

Рис. 182. Ремонт шлицевого отверстия постановкой кольца:

а — расточка шлицевого отверстия, б — наварка осаженного кольца


Наварка шлицевого вала большого диаметра

Рис. 183. Наварка шлицевого вала большого диаметра:

1 — неизношенная поверхность шлицев, 2 — изношенная поверхность шлицев, 3 — слой наплавленного металла,

4 — ремонтируемый вал

Выточенное кольцо нагревают до ковочной температуры, надевают на холодный шлицевый валик и осаживают по валику с помощью наставки и молота.

Осаженное по валику кольцо обрабатывают на токарном станке до диаметра, равного диаметру расточки в отверстии с учетом натяга.

Шлицевый валик используют при этом в качестве оправки. Затем кольцо запрессовывают в отверстие охватывающей детали и крепят ввертышами или приваривают.

После кузнечной осадки кольца по валику можно наварить кольцо в местах углублений и проточить по размеру отверстия с учетом натяга.

При ремонте шлицевых валов больших диаметров наваривают неизношенную сторону шлица (рис. 183).

После наварки паз фрезеруют так, чтобы устранить износ, затем деталь подвергают термообработке. У отремонтированного этим способом вала нагрузки должны восприниматься стороной выступа.

Категория: Ремонт и Восстановление Узлов, Агрегатов, Приборов и Деталей | Просмотров: 49 | Добавил: autodromcar | Теги: деталь, шлицевый, валика, отверстие, наварка, диаметр, шлиц, кольцо, вал | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar