menu
person

02:18
Ремонт Зубчатых Передач. Ремонт Трансмиссии

Характерными неисправностями зубчатых передач являются: износ рабочих и торцовых поверхностей зубьев, выкрашивание и поломка зубьев.

Шестерни ремонтируют заменой венцов, наплавкой, углублением профиля (конические шестерни) и горячей деформацией.

Замена венцов шестерен. У шестерен, которые по конструкции имеют сменные венцы, последние обычно крепятся заклепками, установленными в отверстия, просверленные на стыке венца со ступицей. При замене венцов у таких шестерен заклепки срубают, снимают старый венец, устанавливают новый, ставят и расклепывают заклепки. Для лучшего заполнения отверстий заклепки расклепывают в холодном состоянии. Для постановки венца на шестерню, не имеющую сменного венца, изношенные шестерню или блок шестерен отжигают при температуре 900° с последующим медленным охлаждением вместе с печью. После охлаждения изношенные зубья срезают на токарном станке так, чтобы была обеспечена достаточная прочность нового венца (в = 1,5~2t) (рис. 184). Затем из соответствующей стали изготовляют заготовку венца. Внутренний диаметр заготовки растачивают с учетом обеспечения соответствующего натяга. Потом на сточенных краях шестерни и на заготовке снимают фаски. Заготовку напрессовывают на шестерню в горячем состоянии (600—700°).

После напрессовки заготовки венца его приваривают к шестерне. Затем фрезеруют зубья и обкатывают на стенде шестерню в комплекте с работающей с ней шестерней. После обкатки отремонтированную шестерню закаливают в масле и отпускают.

Венец можно заменить также следующим образом. Шестерню отпускают и протачивают. На сточенной поверхности нарезают резьбу (левую или правую, в зависимости от направления вращения шестерни во время работы). Из соответствующей стали изготовляют новый венец или используют не изношенную шестерню, из которой вырезают венец. В отверстии венца нарезают резьбу. Навинчивают венец на ступицу и приваривают по торцам электросваркой.

После приварки шестерню закаливают и отпускают. Для удаления старых зубьев и обработки закаленных ступиц без отжига удобно применять электроискровую обработку.

Замена венцов шестерен внутреннего зацепления. Износившийся конец валика с зубьями внутреннего зацепления после отжига отрезают на токарном станке. Из соответствующей стали вытачивают венец, в котором прострагивают зубья. Венец может быть изготовлен из малоуглеродистой стали и подвергнут в дальнейшем цементации. В валике делают отверстие, в которое запрессовывают хвостовик изготовленного венца и приваривают электросваркой (рис. 185). После приварки хвостовик протачивают по наружному диаметру.

Для проверки в приваренный венец вставляют сопрягающуюся с ним шестерню с наружными зубьями. Если шестерня будет входить туго, обжимают венец по шестерне кузнечным способом. После этого нагревают конец валика до температуры 300” и закаливают в воде. При закалке конец валика погружают в воду на длину зуба и выдерживают в воде до полного охлаждения.

Шестерни с внутренним зацеплением можно отремонтировать и другим способом. Для этого изношенные зубья стачивают без отжига резцами из твердых сплавов и на внутренней поверхности нарезают резьбу. Затем из малоуглеродистой стали изготовляют венец с наружной резьбой (рис. 186). Венец цементируют, закаливают и завинчивают в нагретую выточку.

Наплавка изношенных зубьев шестерен. Шестерню с изношенными зубьями отжигают при температуре 850-900°. Под одной из впадин зуба ставят метку для правильной установки шестерни при последующем фрезеровании. Зубья наплавляют газовой или электродуговой сваркой. В качестве присадочного материала применяют сталь 40 X или45ХН.

Зубья наплавляют сплошным слоем с припуском 2—3 мм для последующей токарной обработки. После наварки деталь подвергают нормализации (нагрев до температуры 850— 900”). Затем фрезеруют зубья и шестерню обкатывают в паре с сопрягаемой шестерней. После обкатки отремонтированную шестерню закаливают и отпускают. Если для наплавки зубьев применялись присадочные прутки из малоуглеродистой стали, шестерню перед закалкой цементируют.

Для наплавки изношенных зубьев применяют также твердые сплавы: сормайт, сталинит и стеллит.

Детали в этом случае наваривают в ванне с водой. Излишек сормайта снимают карборундовым кругом или электроэрозионным способом.

Для наплавки зубьев с формовкой шестерню устанавливают вместе с приспособлением в ванне с водой так, чтобы над поверхностью воды выступали только наплавляемые зубья (рис. 187). Приспособление должно давать возможность формовать зубья в процессе сварки, пока наплавленный слой находится в пластическом состоянии.

Постановка венца на резьбе

Рис. 186. Постановка венца на резьбе

Наплавка зубьев шестерен с последующим формированием

Рис. 187. Наплавка зубьев шестерен с последующим формированием

Для направления и вертикальных перемещений формующего шаблона (валика) может быть использован сверлильный станок. После наплавки каждого зуба, пока еще сормайт находится в пластическом состоянии, в шестерню вводят шаблон, который и формует наплавленный зуб.

Шестерни с изношенными по торцам зубьями можно ремонтировать двумя способами.

При первом способе изношенные торцы зубьев после отжига шестерни наваривают электросваркой. В качестве присадочного металла для этой цели Часто используют пружины клапанов. После наварки зубья опиливают по шаблону или фрезеруют. Потом шестерню нагревают до температуры 800—850° и закаливают в масле.

В случае ремонта по второму способу шестерню с изношенными по торцам зубьями отжигают и изношенные торцы срезаются на токарном станке. На участках срезанных зубьев сверлят отверстия, нарезают резьбу и завинчивают ввертыши.

Срезанный торец зуба наплавляют электродуговой или газовой сваркой. Для наплавки рекомендуется применять электрод Э42А. После наплавки наплавленные концы зубьев механически обрабатывают, затем шестерню нагревают до температуры 850° и закаливают в воде.

Ремонт конических шестерен. Конические шестерни ремонтируют теми же способами, как и цилиндрические шестерни.

Особым случаем ремонта конических шестерен является ремонт с помощью подкладок, устанавливаемых под сменные венцы конических шестерен. При этом изношенные зубья углубляют фрезой до получения правильного-профиля зуба, вершину, зуба стачивают на величину углубления и под венец подкладывают прокладку (рис. 188), компенсирующую углубление зубьев.

Ремонт шестерен горячей деформацией. При этом способе ремонта шестерню нагревают до температуры 800—900° и укладывают в матрицу. На шестерню накладывают пуансон (рис. 189), с помощью которого металл шестерни перемещают от оси шестерни к периферии.

После деформации шестерню медленно охлаждают в песке, а затем протачивают по наружному диаметру. После проточки фрезеруют зубья и шестерню подвергают закалке при температуре 815—830' и отпуску при температуре 190—200 .

Установка прокладки под венец конической шестерни

Рис. 188. Установка прокладки под венец конической шестерни

Штамп для раздачи шестерни III передачи автомобиля ГАЗ-51

Рис. 189. Штамп для раздачи шестерни III передачи автомобиля ГАЗ-51

Категория: Ремонт и Восстановление Узлов, Агрегатов, Приборов и Деталей | Просмотров: 50 | Добавил: autodromcar | Теги: Шестерня, венец, способ, сталь, зуб, температура, закаливать, наплавка, изношенный | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar