menu
person

00:30
Сборка Основных Деталей Двигателя

Установка гильз

Отобранные гильзы одного ремонтного размера необходимо проверить на разностенность (рис. 167).

Проверка гильзы на разностенность

Рис. 167. Проверка гильзы на разностенность: 1 — гильза, 2 — оправка, 3 — индикатор

Гильзу нужно устанавливать в блок так, чтобы плоскость наибольшей разностенности ее совпадала с плоскостью качания шатуна. Гильза должна входить в гнездо блока от усилия руки. Канавки в гильзе под резиновые уплотнительные кольца надо тщательно очистить. При установке гильз двигателей, у которых под верхний буртик гильзы подкладывается медное уплотнительное кольцо, нужно внимательно следить за тем, чтобы кольцо не «закусывалось» гильзой.

Подбор поршней

Поршни подбираются по гильзам или цилиндрам. Для этого поршень вводится в цилиндр или гильзу вместе с ленточным щупом, толщина которого равна наименьшему допустимому зазору между стенкой цилиндра или гильзы и юбкой поршня. С таким щупом поршень должен свободно перемещаться в цилиндре или гильзе. С щупом, толщина которого равна наибольшему допустимому зазору, поршень не должен входить в гильзу или цилиндр. Допустимые при сборке зазоры между поршнем и цилиндром приведены в табл. 54.

Следует подбирать поршни к гильзам или цилиндрам с наименьшими допустимыми зазорами, так как чем меньше начальный зазор, тем больше срок работы сопряжения.

Иногда комплектуют поршни с гильзами двигателя КДМ-46 с зазором 0,27—0,28 мм. Это дает возможность увеличить срок службы деталей и уменьшить расход масла.

Таблица 54

Марка двигателя

Зазор между поршнем и цилиндром илп гильзой (мм)

КДМ-46

0,31-0,37

Л-54

0,13-0.17

Л-35

0,175-0,235

«Универсал»

0,06-0,12

П-46

0,13-0,21

ПД-10

0,18-0,215

1МА

0,14-0,18

схтз

0,10-0,14

ГАЗ-51

0.024-0,036

ЗИС-120

0,08-0,10

Подбор колец

Поршневые кольца подбирают как по цилиндрам, так и по канавкам поршней. Кольцо вводят в цилиндр, выравнивают поршнем и щупом измеряют зазор в стыке (рис. 168). Прилегание колец проверяют на просвет. Просвет должен быть не более 0,03 мм на длине дуги 60 мм.

Подобранные по цилиндру кольца проверяют по канавкам поршней. Для этого кольцо прокатывают по канавке, (рис.169). Если кольца свободно прокатывается и при этом полностью утопает в канавке по всей окружности, следует проверить зазор между кольцом и канавкой поршня по высоте.

Проверка зазора в стыке кольца

Рис. 168. Проверка зазора в стыке кольца

Подбор кольца по поршню

Рис. 169. Подбор кольца по поршню

Данные о зазорах (в мм) между кольцами и канавками поршней приведены в табл. 56.

Таблица 56

Кольцо

Верхнее

комп ресспопное

Нижнее

ком пресснонное

Маслосъемное

КДМ-46

0.08-0,12

0,07 0,11

0,04-0,08

Д-54

0,117-0,160

0.082 0,125

0,042 0,085

Д-35

0,080 0,125

0,050-0,095

0,050-0,095

«Универсал»

0,020-,065

0,010-0,065

0,010-0,065

П-46

0,02-0,065

0,02-0,065

0,02-0,065

пд-ю

0.045-0,080

0,045-0,080

 

ГАЗ-51

0.052-0,082

0,035-0,067

0,035-0,067

ЗИС-120

0,035-0,072

0.035 0,072

0.035-0,080

1МА

0,017-0,060

0,017-0,060

0.017-0.060

 

Таблица 57

Наименование

колец

Компрессионное

среднее

Ком пресснонное среднее

Маслосъемное

КДМ-46

12 16

8,0 12

5,5-7,5

П-46

6,0-10,0

 

6,0 10,0

Л-54

6,0 8,0

4.0-5.0

Л-35

4,6 9,2

2,5-3,0

«Унипсрсал»

3,7 5,5

22 4,5

1МА

4,8 7,0

3,0-5,0

ГАЗ-51

1,9-2,7

1.6-2,2

ЗИС-120

4,5-7,0

 

3,7-5,7

Упругость (в кг) поршневых колец приведена в табл. 57. Кольцо на упругость проверяют на специальном приборе, приведенном на рисунке 170.

Сборка поршня с шатуном

Перед сборкой поршня с шатуном нужно проверить сопряжение пальца со втулкой верхней головки шатуна. Между пальцами и втулкой верхней головки шатуна должен быть обеспечен соответствующий зазор. Зазор проверяют по разности диаметров отверстия втулки верхней головки шатуна

и наружного диаметра пальца. Шатун, собранный с пальцем, при закреплении в тисках должен из горизонтального положения плавно опускаться под действием собственного веса.

Рекомендуемые зазоры между пальцами и втулками верхних головок шатунов приведены в табл. 58.

После проверки сопряжения пальца со втулкой верхней головки шатуна поршень собирают с шатуном. Для облегчения сборки поршень нагревают в воде или в нагретом до температуры 100—150° масле.

Собранные с шатунами поршни, устанавливаемые на один двигатель, должны иметь одинаковый вес.

Таблица 58

Марка двигателя

Зазор между пальцем н втулкой верхней головки шатуна (мм)

КДМ-46

• 0.01-0,02

Д-54

0,025-0,055

Д-35

0,003-0.015

«Универсал»

0.002-0,013

П-46

0,007-0,029

ПД-10

0,007-0,020

ГАЗ-51

0,0045-0,0095

1МА

0,02-0,003

ЗИС-120

0,003-0,107

Таблица 59

Марка двигателя

Зазор (мм)

Натяг (мм)

КДМ-4

0.02-0,002

Д-54

0,015-0,005

Д-35

 

0,012-0.001

«Универсал»

0,003

0,028

П-46

0,005

0,017

ПД-10

0,002

0,010

1МА

0,001

0.031

ГАЗ-51

0.0025-0,0075

ЗИС-120

 

0.0025-0,0075

 

Проверка поршня с шатуном в сборе на прямолинейность

Рис. 171. Проверка поршня с шатуном в сборе на прямолинейность

После сборки поршня с шатуном последний нужно проверить на прямолинейность (рис. 171). Отклонения допускаются до 0,05 мм на 100 мм длины шатуна.

Установка коленчатого вала с шариковыми коренными подшипниками

Коленчатые валы, работающие на коренных шариковых подшипниках (тракторы «Универсал», СТЗ и др.), устанавливают следующим образом. При помощи винтовых приспособлений на коренные шейки напрессовывают внутренние кольца шариковых подшипников до упора в бурты шеек коленчатого вала. Затем на наружные кольца напрессовывают гнезда. Вал с гнездами, установленными в блок, после закрепления гнезд болтами должен свободно вращаться. При сборке нужно следить за тем, чтобы были сохранены посадки в сопряжениях шеек вала с внутренними кольцами, наружных колец с гнездами и гнезд с отверстиями блока.

Укладка коленчатых валов в коренные подшипники, залитые баббитом

Коренные подшипники, у которых баббит залит непосредственно в гнезда блока, перед укладкой вала нужно предварительно подготовить. При подготовке подшипники растачивают с учетом зазора.

При укладке вала в подшипники с тонкостенными вкладышами необходимо следить за тем, чтобы ремонтный размер вкладышей соответствовал ремонтному размеру шейки вала.

Укладка вала (например, КДМ-46) начинается с укладки вкладышей коренных подшипников. При этом гнезда вкладышей должны быть вытерты. Лучше, если гнезда предварительно будут обезжирены бензином или ацетоном и затем насухо протерты.

Вкладыши должны быть тщательно осмотрены, обезжирены и вытерты. Заусеницы или острые грани с вкладышей необходимо удалить с помощью шабера. Вкладыши ставят в соответствии с метками и прижимают к постелям с помощью пластинок и трубок, надеваемых на шпильки коренных подшипников. При затягивании гайка нажимает на трубку, которая прижимает пластину. При таком прижатии вкладыша можно свободно уложить коленчатый вал, не прибегая к снятию крышек коренных подшипников.

Положение шейки вала

Рис. 172. Положение шейки вала: а — в пришабренном подшипнике без прокладок, б — в пришабренном подшипнике при сборке подшипника с прокладками, в — при обработке подшипника с учетом зазора;

1 — зазор, 2 — прокладки, 3 — вал

Коренные шейки коленчатого вала смазывают тонким слоем краски, вал осторожно опускают на вкладыши и проворачивают 2-3 раза, после чего поднимают. По отпечаткам краски на вкладышах судят о равномерности прилегания коренных шеек (рис. 172).

Шейки вала должны равномерно прилегать к поверхности вкладышей.

Если вал прилегает неравномерно, зачищают подшипники шабером, для чего их вынимают из блока.

Вкладыши рекомендуется проверять в последовательности 3, 4, 2, 5 и 1. Для затяжки гаек следует применять ключ с плечом длиной 700 мм.

После проверки прилегания вкладышей вал вынимают, шейки вала и вкладыши вытирают до полного удаления следов краски, смазывают маслом и проверяют зазор между коренными шейками и вкладышами.

Зазор можно проверить двумя способами.

При проверке по первому способу при помощи индикатора и микрометра измеряют диаметр отверстия затянутого чодшипника (вал при этом должен быть вынут из подшипников) и диаметр шейки вала. Разность между диаметром отверстия затянутого подшипника и диаметром шейки покажет действительный зазор, который должен быть в пределах допустимого. Для коренных шеек коленчатого вала КДМ-46 и подшипников этот зазор должен быть в пределах от 0,04 до 0,096 ММ.

При проверке по второму способу перед наложением крышки подшипника (с вкладышем) на шеЙЕсу вала на нее накладывают латунную пластинку толщиной, соответствующей минимальному зазору, шириной 3—4 мм и длиной 30— 40 мм. Вместо латунной пластинки можно использовать бумажные полоски шириной 8—10 мм и длиной 30—40 мм.

Толщина бумажной полоски должна быть также равна минимальному зазору. Полоску латуни-или бумаги укладывают под небольшим углом (10-15°) к оси шейки. После затяжки подшипника вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного на конце рычага длиной 300 мм. Если вал проворачивается с большим трудом или защемляется, зазор мал. Для увеличения зазора нужно зачистить шабером подшипник или заменить вкладыши. При установке на шейку латунной пластинки или бумаги толщиной, равной максимально допустимому зазору, вал должен защемляться.

Если вал свободно вращается, значит зазор в подшипнике велик.

После проверки зазоров очищают масляные каналы, протирают вкладыши и шейки, смазывают шейки дизельным маслом, укладывают вал и затягивают коренные подшипники.

Укладка коленчатых валов в подшипники с бронзовыми тонкостенными вкладышами

Валы в коренные подшипники с бронзовыми тонкостенными вкладышами укладывают с соблюдением следующих основных правил. Перед установкой вкладышей проверяют соосность постелей при помощи скалки и щупа. Смещение осей постелей не должно превышать 0,02 мм.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников подбирают в соответствии с размерами шеек коленчатого вала. Вкладыши укладывают в соответствии с номерами комплектности, нанесенными электрографом на торцах вкладышей (или на борте установочного вкладыша).

Устанавливать нижние вкладыши вместо верхних не разрешается.

Нормальный зазор между коренными шейками и подшипниками должен быть в пределах, указанных в табл. 60.

Зазор в данном случае можно проверить с помощью свинцовой проволоки толщиной 0,4—0,5 мм, укладываемой на шейку вала под углом 15—20° к оси шейки и зажимаемой между крышкой подшипника и вкладышем. При этом проволока деформируется и по ее толщине, замеренной микрометром, можно определить зазор.

Таблица 60

Марка двигателя

Нормальный диаметр коренной шейки (к мм)

Зазор между коренным подшипником п шейкой нала (н мм)

КДМ-46

95

0,040-0.096

1МА

85

0.055 0.091

ГАЗ-51

64

0.026 0.077

Д-35

85

0,080-0,136

ЗИС-120

66

0,026-0.075

Д-54

85

0,080-0,136

В случае несоответствия зазора техническим условиям заменяют вкладыши. Гайки затягивают ключом с плечом 800 мм.

Сборка шатунных подшипников с шейками валов

Шатунные подшипники, у которых баббит залит в тело шатуна (и крышку нижней головки), обычно устанавливают с прокладками, толщина и количество которых должны равняться толщине и количеству прокладок, устанавливаемых заводом.

Следует помнить, что избыточная толщина прокладок, особенно при плохом прилегании их к шейке вала, приводит к выплавлению подшипников, вследствие того что масло через холодильники и зазор менаду шейкой и прокладками выбрасывается из подшипника (рис. 173).

При сборке шатунных подшипников с толстостенными вкладышами необходимо следить за величиной выступания вкладышей над плоскостью разъема подшипника. Излишнее выступание толстостенного вкладыша над плоскостью разъема приводит при затяжке болтов к изгибу крышки и нижней головки шатуна (рис. 174). При этом вал зажимается вкладышами и создается впечатление тугой затяжки подшипника.

Деформация нижней головки шатуна

Рис. 174. Деформация нижней головки шатуна при чрезмерном выступании толстостенного вкладыша: а — до затяжки болтов, б — после затяжки болтов

Деформация тонкостенных вкладышей

Рис. 175. Деформация тонкостенных вкладышей при чрезмерном выступании их над плоскостью разъема подшипника

Чрезмерное выступание тонкостенных вкладышей над плоскостью разъема подшипников приводит к изгибу вкладышей (рис. 175), а также к защемлению шейки. В этом случае плоскости разъема должны быть точно пришабрены по контрольной плите, шатун собран с крышкой и расточен или прошлифован под наружный размер вкладышей. При шлифовке или проточке должно быть сохранено расстояние между осями верхней и нижней головок. При сборке коренных и шатунных подшипников необходимо проверять состояние масляных канавок и холодильников.

Затяжка болтов коренных и шатунных подшипников

Чрезмерная затяжка болтов коренных и шатунных подшипников является главной причиной аварий в результате их обрыва. 

При отсутствии данных момент затяжки может быть ориентировочно определен по формуле:

М = d2- К .

где М — момент затяжки (в кг/см);

К — коэффициент, равный 400-500 (в кг/см); d — диаметр болта по впадинам резьбы (в см).

Категория: Ремонт и Восстановление Узлов, Агрегатов, Приборов и Деталей | Просмотров: 67 | Добавил: autodromcar | Теги: кольцо, вал, Подшипник, вкладыш, Коренная, шейка, шатун, гильза, Поршень, зазор | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar