Эксплуатация Свечей Зажигания Характеристики и Уход (Замена)|АвтоЦентр

menu
person

Эксплуатация Свечей Зажигания Характеристики и Уход (Замена)

Порядок использования свечей установлен стандартами, техническими условиями, инструкциями по эксплуатации и другой технической документацией. В процессе эксплуатации необходимо проводить ТО и плановую замену свечей, выработавших ресурс. Кроме того, возникает необходимость в диагностике отказов и проверке работоспособности свечи.

Гарантии изготовителя и указания по эксплуатации

В соответствии с ОСТ 37.003.081-98 изготовитель свечи обеспечивает гарантии при соблюдении потребителем условий эксплуатации, монтажа, транспортирования и хранения, указанных в стандарте.

Гарантийный срок эксплуатации свечей - 18 месяцев при пробеге автомобиля не более 30 тыс. км с классической системой зажигания и 20 тыс. км-с электронной.

Гарантийный срок хранения свечей, поставляемых в запасные части,- 3 года, для рыночной торговли - 1 год. Гарантийный срок хранения свечей, законсервированных для хранения, - 5 лет.

В остальных случаях гарантийные сроки устанавливаются по согласованию с потребителями и указываются в технической документации.

Свечи должны устанавливаться только на те двигатели, для которых они предназначены.

Двигатели должны находиться в технически исправном состоянии. Следует применять только указанные в инструкции по эксплуатации топливо и моторное масло. При отказе свечей из-за нагарообразования необходимо найти и устранить его причину.

Расконсервация должна осуществляться в зависимости от использованного варианта защиты. Если новые свечи покрыты консервационной смазкой, их необходимо протереть и промыть в растворителе (бензине), а затем просушить. Свечи в густой консервационной смазке можно прокипятить в воде и полностью просушить.

Перед установкой свечи на двигатель следует проверить ее комплектность. При необходимости очистить загрязненные поверхности и отрегулировать искровой зазор. Наличие загрязнений и масел в рабочей камере, на тепловом конусе изолятора и в искровом зазоре недопустимо.

Свечу в головку блока цилиндров следует вворачивать от руки и затягивать моментом, не превышающим величины для свечей с плоской опорной поверхностью 20-30 Н.м (2-3 кгс.м), а для свечей с конической опорной поверхностью 10-20 Н.м (1-2 кгс.м).

Во время работы свечи необходимо предохранять от ударов и попадания на них влаги.

При проведении ТО двигателя следует очищать свечи от нагара и производить регулировку искрового зазора.

Транспортировать свечи можно только в закрытом транспорте, исключая возможность попадания на них атмосферных осадков. Хранить свечи следует только в помещении в упаковке предприятия-изготовителя.

При несоблюдении потребителем перечисленных выше условий претензии на работу свечей не принимаются.

Ресурс свечей зажигания

В процессе работы на двигателе под воздействием искрового разряда, пламени и раскаленных газов электроды свечи изнашиваются. Когда искровой зазор возрастает до предельно допустимой для данной системы зажигания величины, начинаются перебои в искрообразовании.

Кроме того, свеча постепенно покрывается продуктами, образующимися в процессе работы двигателя и оседающих на тепловом конусе изолятора и электродах. Тонкий слой налета светло-серого или светло-коричневого цвета свидетельствует о том, что двигатель находится в технически исправном состоянии и свеча соответствует ему по тепловой характеристике. При этом расход топлива, моторного масла и токсичность отработавших газов соответствуют действующим нормам.

В связи с неизбежным износом и легким загрязнением свечи, в качестве предупредительной меры, с определенной периодичностью необходимо проводить ТО, которое заключается в регулировке искрового зазора и очистке от нагара.

Долговечность свечи зависит от многих факторов и, прежде всего, от условий применения. На двухтактном двигателе спортивного мотоцикла в условиях соревнований свеча может выработать свой ресурс всего за несколько часов. На тихоходном двигателе, например передвижной электростанции, свечи могут работать тысячу часов и более.

На современном автомобиле, даже с мощной электронной системой зажигания, в условиях обычной эксплуатации износ искрового зазора происходит со скоростью не более 0,015 мм за 1000 км пробега автомобиля. При установочном зазоре 1,0 мм и предельно допустимом 1,3 мм припуск на износ электродов равен 0,3 мм. При указанной выше скорости износа расчетный ресурс свечи до регулировки составляет 20 тыс. км. При классической системе зажигания расчетный ресурс примерно на треть больше.

Реальная долговечность свечей в 2-3 раза больше, так как увеличившийся зазор можно отрегулировать, а нагар удалить. Но многие производители автомобилей не хотят рисковать и рекомендуют заменять свечи при электронной системе зажигания через каждые 20 тыс. км, а при классической - через каждые 30 тыс. км.

На остальных двигателях, кроме автомобильных, устанавливают свою периодичность обслуживания, измеряемую или в километрах пробега, или в моточасах.

Определение преждевременных отказов

Отказом в работе свечи считают частичное или полное прекращение искрообразования в искровом зазоре. Отказы, наступившие в гарантийный период или между ТО, установленными в инструкции по эксплуатации, считают преждевременными. Наиболее вероятны отказы свечей из-за образования на поверхности теплового конуса изолятора токопроводящего нагара в количестве, приводящем к перебоям в искрообразовании. Возможны различные повреждения свечи в результате аномальной работы двигателя.

Значительно реже происходят отказы из-за нарушений правил эксплуатации: применения свечей неправильно укомплектованных, не соответствующих по характеристикам и размерам двигателю, закоксовыванию зазора и даже рабочей камеры в результате плохой очистки от смазки и грязи перед установкой.

Встречаются случаи повреждения свечи при монтаже и демонтаже: поломка головки изолятора, повреждения корпуса и срыв резьбы. Если при установке даже слегка ударить свечу о твердую поверхность, боковой электрод может погнуться, и искровой зазор уменьшится, что впоследствии приведет к отказу.

Кроме того, возможны отказы из-за производственных дефектов, не выявленных перед установкой на двигатель: трещины на изоляторе, отсутствие герметичности и некачественное закрепление электродов.

Отдельные пропуски в искрообразовании можно определить только на СТО с использованием необходимого диагностического оборудования. Более доступной может быть обычная проверка токсичности выхлопа. При увеличенном содержании токсичных компонентов, особенно углеводородов, есть основание полагать, что имеются пропуски в искрообразовании. Если своевременно не обнаружить и не устранить причину, пропуски нарастают, что приводит к ухудшению пуска и неустойчивой работе двигателя, особенно заметной на холостом ходу. В этом случае момент выявления дефекта определяется квалификацией и внимательностью водителя. Крайний случай - полный отказ при пуске двигателя, особенно вероятный в холодное время года.

Чтобы убедиться в том, что нарушено бесперебойное искрообразование свечи, не снимая ее с двигателя, можно воспользоваться искровым пьезоэлектрическим пробником «Тест-М» 120.338.002.ТУ производства ООО «Аврора БиНиБ» (рис. 14).

При определенном навыке с помощью пробника можно определить отказавшие из-за нагара свечи, не снимая их с двигателя.

Проверка проводится в следующем порядке:

  1. снять со свечи наконечник с высоковольтным проводом и на его место установить наконечник высоковольтного провода пробника;
  2. подпружиненный контакт пробника прижать к «массе» двигателя;
  3. несколько раз нажать и отпустить клавишу пробника.

Искровой пьезоэлектрический пробник

Рис. 14. Искровой пьезоэлектрический пробник «Тест-М»

 

Вспышки лампы при нажатии свидетельствуют о наличии искрообразования.

Отсутствие вспышек при нажатии свидетельствует об отсутствии искрообразования. В этом случае свечу необходимо демонтировать и оценить ее техническое состояние. Затем очистить от нагара и проверить ее работоспособность.

Снятие с двигателя и установка

Свечу следует демонтировать с двигателя в следующем порядке.

  • 1. Снять наконечник провода высокого напряжения, при этом нельзя тянуть за провод.

  • 2. Поверхность в углублении головки цилиндра вокруг свечи очистить сжатым воздухом или кисточкой, чтобы частицы грязи не попали в цилиндр и только после этого свечу вывернуть.

  • 3. После снятия необходимо проверить наличие уплотнительного кольца на цоколе корпуса свечи. В некоторых случаях при демонтаже уплотнительное кольцо может остаться на двигателе.

  • 4. Провести тщательный осмотр, особое внимание обратить на изолятор (нет ли механических повреждений), рабочую камеру и электроды. Проверить, нет ли мостика в искровом зазоре, иногда он бывает малозаметен.

Устанавливают свечи на двигатель в следующем порядке.

  • 1. Внимательно осмотреть свечу, нет ли механических повреждений, проверить наличие уплотнительного кольца и контактной гайки (если она нужна). По маркировке проверить соответствие свечи двигателю, на который она устанавливается.

  • 2. Проверить и при необходимости отрегулировать искровой зазор на величину, указанную в инструкции по эксплуатации двигателя.

  • 3. От руки завернуть свечу до упора и затянуть специальным свечным ключом моментом, указанным в инструкции по эксплуатации. Для свечей с резьбой М14х1,25 и плоской опорной поверхностью рекомендуемое усилие затяжки не более 30 Н.м(3 кгс.м). Резьбу передустановкой свечине следует покрывать графитом или каким-нибудь другим смазочным материалом. Слишком сильная затяжка свечи может привести к разрушению резьбы, деформации корпуса или к потере герметичности.

Не допускается устанавливать свечу без уплотнительного кольца или с двумя уплотнительными кольцами (рис.15). Это приведет к нарушению герметичности соединения свечи с головкой блока цилиндров. Если резьба длинна, то свеча слишком выступает в камеру сгорания, что может привести к ее перегреву. Выступающие витки резьбы на корпусе покроются нагаром и при попытке демонтажа возможно повреждение резьбы головки блока цилиндров.

способы установки свечи

Рис. 15. Правильные и недопустимые способы установки свечи: а - правильная установка; б - нет уплотнительного кольца; в - два уплотнительных кольца; г - резьбовая часть коротка; д - резьбовая часть длинна

Если резьба коротка, то свеча недостаточно выступает в камеру сгорания. Это ухудшит воспламенение горючей смеси, нижние витки резьбы головки блока цилиндров покроются нагаром и установить свечу с более длинной резьбовой частью будет затруднительно. Некоторые водители применяют свечи с укороченной резьбовой частью с целью перехода на более низкооктановое топливо. Это заблуждение, т. к. степень сжатия при этом практически не меняется.

Изменение и регулировка искрового зазора

Величина искрового зазора должна быть соблюдена с точностью 0,10-0,15 мм. На новой свече зажигания эту величину можно измерить плоским щупом. Но в процессе эксплуатации электроды изнашиваются неравномерно. Рабочий торец центрального электрода постепенно приобретает сферическую форму. В боковом электроде образуется серповидная выемка. В этом случае точное измерение зазора возможно только специальными щупами. Рабочие части таких щупов выполнены в виде проволочек необходимого диаметра (рис. 16).

Регулирование зазора можно осуществлять только под гибкой бокового электрода. При любой попытке воздействовать на центральный электрод можно повредить изолятор и свеча станет полностью непригодной.

Подогнуть боковойэлектрод можно с помощью прорезей в специальном щупе.

Допускается уменьшать зазор, слегка ударяя боковым электродом о твердую поверхность. Увеличивать зазор можно с помощью тонкой пластины, небольшой отвертки или ножа.

Зазор отрегулирован правильно, если соответствующая пластина специального щупа проходит между электродами с едва ощутимым сопротивлением.

Щупы для измерения искрового зазора

 

Щупы для измерения искрового зазора

 

Рис. 16. Щупы для измерения искрового зазора: а - регулировка зазора с помощью специального щупа; б - специальный щуп; в - щуп, входящий в комплект изделий для очистки и проверки свечей модели Э203

Оценка состояния после эксплуатации

В процессе эксплуатации возможны различные механические и термические повреждения изолятора и металлических деталей.

Демонтированные свечи следует сразу же очищать. Сначала необходимо оценить их внешний вид. По внешнему виду свечей можно судить не только о том, были ли они слишком «горячими» или слишком «холодными», но и о возможных неисправностях двигателя. По нагару на тепловом конусе изолятора, стенках рабочей камеры и электродах можно сделать заключение о правильности регулировок системы топливоподачи и угла опережения зажигания, герметичности уплотнения впускного клапана, исправности приборов системы охлаждения и даже о качестве применяемого топлива и моторного масла. На рис. 17 и в табл. 2 приведены наиболее распространенные варианты состояния свечей после эксплуатации.

Таблица №2

 

Вид нагара

Возможная причина

Сопутствующий признак

Способ устранения

Оплавление, выгорание электродов, трещина на тепловом конусе изолятора или его разрушение

Свеча «горяча» для данного двигателя

Перебои в работе двигателя, затруднен пуск

Заменить свечу на соответствующую

Неисправность системы охлаждения

Перегрев двигателя

Устранить неисправность системы охлаждения

Велик угол опережения зажигания

Перегрев двигателя, детонация

Отрегулировать угол опережения зажигания

Применение низкооктанового топлива

Перегрев двигателя, детонация

Заменить топливо

 

Тонкий слой светлосерого или светлокоричневого налета

Двигатель в исправном состоянии, свеча соответствует по калильному числу

Расход топлива, моторного масла и токсичность ОГ соответствуют нормам

Очистить свечи отна-лета и при необходимости отрегулировать искровой зазор

Матовая черная копоть

Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания

Повышенный расход топлива, снижение мощности, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск

Отрегулировать систему питания и зажигания

Низкая компрессия, негерметичность клапанов или износ цилиндро-поршневой группы

Отремонтировать двигатель

Загрязнения воздушного фильтра

Заменить воздушный фильтр

Неправильная установка искрового зазора

Отрегулировать искровой зазор

Трещина в изоляторе

Заменить свечу

Свеча «холодна» для данного двигателя

Заменить свечу на соответствующую по калильному числу

Блестящий черный маслянистый нагар

Попадание масла в камеру сгорания

Повышенный расход масла, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск

Заменить маслосъемные колпачки впускных клапанов или поршневые кольца

Толстый слой рыхлых отложений

Низкое качество бензина или моторного масла

Перебои в работе двигателя, затруднен пуск

Заменить топливо или моторное масло, промыть систему смазки

Отложения красного цвета

Ненормированное применение железосодержащих присадок в бензине

Перебои в работе двигателя, затруднен пуск

Заменить топливо

 

Внешний вид свечей

 

Внешний вид свечей

 

Рис. 17. Внешний вид свечей после эксплуатации: а - тонкий слой светлосерого или светло-коричневого налета; б - матовая черная копоть; в - блестящий черный маслянистый нагар; г - толстый слой рыхлых отложений; д - отложения красного цвета; е, ж - оплавление, выгорание электродов, трещина на тепловом конусе изолятора или его разрушение  (пояснения см. в табл. 2)

Очистка от нагара и проверка работоспособности 

Примерно до середины ХХ века свечи очищали от нагара, нагревая их до температуры самоочищения. Для этого часто использовались кузнечные горны, где свечи прокаливали на поддоне. Это было возможным потому, что в старых конструкциях центральный электрод закрепляли в изоляторе термоцементом. В свою очередь применение термоцемента было возможным в связи с тем, что требование по герметичности было относительно низким и допускалась утечка воздуха до 40 см3/мин.

Современные свечи как отечественные, так и многие зарубежные, герметизированы по соединению центрального электрода с изолятором специальным стеклогерметиком, который повреждается при нагреве до температуры 350-400 °С. Поэтому применение нагрева для очистки свечи зажигания от нагара следует ограничивать сушкой при температуре до 200 °С. При известном навыке свечу можно очистить с помощью направленной газовой горелки, при этом воздействовать можно только на покрытую нагаром рабочую часть. На станциях технического обслуживания свечи очищают на приспособлении Э203-0 комплекта для очистки и проверки свечей Э203 производства ОАО «ГАРО».

Приспособление Э203-0

Рис. 18. Приспособление Э203-0 для песко струйной очистки от нагара

 

При необходимости очистку можно произвести с помощью растворителей и щеток, кроме металлических. Возможно применение других подручных средств. В безвыходной ситуации можно аккуратно отогнуть электрод «массы» и очистить вкруговую тепловой конус изолятора мелкой шкуркой. Если электрод хорошо приварен и изготовлен, как положено, из отожженного сплава НМц-5, он должен выдержать отгибание на 90° и возврат на прежнее место минимум два раза.

Работоспособность свечи проверяют путем определения бесперебойности искрообразования и герметичности с помощью прибора Э203-П (рис. 19) из упомянутого выше комплекта или другого аналогичного.

Критерием предельного состояния свечей следует считать не устраняемый очисткой от нагара перебой в искрообразовании при условиях, указанных в табл. 3.

 

Прибор Э203-П

Рис. 19. Прибор Э203-П для проверки на искрообразование и герметичность

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Двигатель | Добавил: autodromcar (19.11.2019)
Просмотров: 171 | Теги: двигатель, свеча, электрод, искровой, зазор, эксплуатация, светить, изолятор, Нагар, зажигание | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar