Охлаждение Двигателя и Системы Охлаждения|АвтоЦентр

menu
person

Охлаждение Двигателя и Системы Охлаждения

Система охлаждения предназначена для стабилизации температурного режима двигателя путём отвода излишка тепла от двигателя в атмосферу. В общем случае система охлаждения может быть воздушной или жидкостной. В воздушной системе излишек тепла отводится от цилиндров потоком нагнетаемого воздуха. В жидкостной системе тепло от цилиндров отводится омывающей жидкостью и далее отводится в атмосферу через радиатор. Воздушная система охлаждения является относительно простой, но имеет худшие показатели по стабилизации температурного режима двигателя, в связи с чем в современных условиях преимущественно большее распространение получила жидкостная система охлаждения.

Жидкостная система охлаждения, показанная на рис. 2.11, предусматривает циркуляцию жидкости с параллельным омыванием цилиндров. Насос системы охлаждения центробежного типа приводится в действие от шкива коленчатого вала двигателя через клиноремённую передачу. Производительность насоса находится в линейной зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Давление жидкости при этом на выходе из насоса находится в пределах 0,015-0,03 МПа.

От насоса жидкость поступает к рубашкам блока, головки и впускного трубопровода. Проходя по рубашкам блока и головки, жидкость принимает тепло от их поверхностей и возвращается к термостату.

Термостат представляет собой клапан, регулирующий направления потока жидкости в зависимости от её температуры. Основной характеристикой термостата служит температура открытия клапана. Температура открытия клапана согласовывается с температурным режимом двигателя и для разных двигателей может быть разной. Для большинства двигателей, работающих на лёгком топливе, температура открытия клапана термостата находится в пределах 88-93 °C.

При пуске холодного двигателя, когда температура жидкости не достигает указанной величины, клапан термостата закрыт и жидкость, поступающая к нему после прохождения рубашек головки 7 и блока 10, направляется обратно к насосу 11, затем вновь направляется к рубашкам головки 7 и блока 10, откуда вновь поступает к термостату 2. Такая циркуляция жидкости называется циркуляцией по малому кругу.

По мере прогрева двигателя, когда температура жидкости достигает заданной температуры, клапан термостата 2 открывается, и поступающая к нему от рубашек блока и головки жидкость направляется к радиатору 1, проходя по трубкам которого охлаждается и через нижний патрубок 12 поступает к насосу 11. Такая циркуляция жидкости называется циркуляцией по большому кругу. Снижение температуры жидкости может вызвать на какой-то промежуток времени закрытие клапана термостата 2 и возобновить циркуляцию жидкости по малому кругу, однако при дальнейшем нагреве жидкости клапан термостата вновь откроется и жидкость вновь переключится на циркуляцию по большому кругу.

Система охлаждения ДВС

Рисунок 2.11 — Схема жидкостной системы охлаждения автомобильного двигателя:

1 — радиатор; 2 — термостат; 3 — пробка радиатора;

4 — трубопровод; 5 — расширительный бачок; 6 — рубашка впускного трубопровода; 7 — рубашка головки блока цилиндров; 8 — кран радиатора отопителя; 9 — радиатор отопителя салона; 10 — рубашка блока цилиндров;

11 — насос; 12 — нижний патрубок радиатора

Благодаря наличию термостата осуществляется стабилизация теплового режима двигателя вне зависимости от его скоростного и нагрузочного режима, так как при разных режимах радиатор отводит в атмосферу разное количество теплоты. Для лучшего охлаждения радиатора применяется крыльчатка, приводимая в действие посредством клиноремённой передачи от коленчатого вала двигателя либо от электродвигателя, управляемого располагаемым в радиаторе термодатчиком со следящим действием по температуре жидкости. При достижении жидкостью заданной температуры, находящейся немного выше температуры открытия клапана термостата, датчик замыкает контакты цепи питания электродвигателя, который включается и усиливает воздушный поток, проходящий через радиатор. При понижении температуры жидкости контакты датчика размыкаются, и электродвигатель привода крыльчатки выключается. Такое решение позволяет сократить количество топлива, расходуемого двигателем по сравнению с вариантом привода крыльчатки от коленчатого вала через клиноремённую передачу.

Наличие жидкостной системы охлаждения позволяет осуществлять подогрев впускаемого в цилиндры воздуха до заданной температуры посредством омывания жидкостью рубашки впускного трубопровода 6, что также способствует повышению топливной экономичности двигателя.

При нагреве жидкости или её охлаждении происходит определённое изменение её объёма. Для компенсации изменения объёма жидкости предусматривается расширительный бачок 5, соединяемый с радиатором гибким шлангом 4.

В качестве охлаждающих жидкостей в современных условиях используются низкозамерзающие жидкости или антифризы, представляющие собой водные растворы этиленгликоля, реже пропиленгликоля с набором различных присадок. Назначением присадок является снижение агрессивного действия жидкости на материалы двигателя и повышение срока службы антифриза. Температура замерзания охлаждающей жидкости определяется её плотностью, например, при плотности 1,088 кг/л жидкость начинает замерзать при температуре -40 °C. В отличие от этиленгликоля пропиленгликоль не является токсичным, но его стоимость во много раз выше стоимости этиленгликоля. Срок службы этиленгликоля определяется временем эксплуатации автомобиля и обычно находится в пределах 2-3 лет.

Переохлаждение двигателя возможно при за­клинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности электропривода вентиля­тора или гидропривода вентилятора.
Если охлаждающая жидкость попадает в цилиндры дви­гателя, то это приводит к интенсивному коррозионно-меха­ническому изнашиванию двигателя. Утечка жидкости в мас­ляный картер разжижает масло и делает его пенящимся, что ведет к износу деталей цилиндро-поршневой группы и криво­шипно-шатунного механизма.

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Двигатель | Добавил: autodromcar (15.11.2019)
Просмотров: 166 | Теги: термостат, насос, жидкость, Система охлаждения, система, радиатор, клапан, двигатель, охлаждение, температура, охлаждение ДВС, рубашка | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar