Система Смазки Двигателя и Схема|АвтоЦентр

menu
person

Система Смазки Двигателя и Схема

Система смазки предназначена для подачи масла к поверхностям трения деталей двигателя с целью уменьшения сил трения, вызывающих износ трущихся поверхностей, и для отвода от них тепла. В конструкции современных автомобильных двигателей получила распространение конструктивная схема системы смазки с мокрым картером, когда запас масла размещается в поддоне картера. Система смазки с сухим картером, предусматривающая наличие масла в специальном бачке вне двигателя, получила распространение в конструкции авиационных двигателей.

Система смазки с мокрым картером предусматривает подачу масла к поверхностям трения следующими тремя способами: под давлением масла; разбрызгиванием масла и масляным туманом.

Под давлением масла осуществляется смазка коренных и шатунных подшипников коленчатого вала 8 (рис. 2.10), опорных шеек распределительного вала 5, опор осей коромысел клапанов 6, упорного подшипника коленчатого вала. В некоторых конструкциях дизельных двигателей предусматривается подача масла под давлением к верхним головкам шатунов.

Под разбрызгиванием масла осуществляется смазка внутренних поверхностей цилиндров 4, кулачков распределительного вала, поверхностей трения деталей привода клапанов.

Масляным туманом осуществляется смазка пружин клапанов, толкателей клапанов, стержней клапанов, поршневых пальцев.

Система смазки автомобиля должна обеспечи­вать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям для снижения потерь мощности на трение, уменьшения изно­са деталей, защиты их от коррозии, отвода продуктов износа от трущихся поверхностей и тепла. От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения технического обслуживания и устранения неисправностей в процессе экс­плуатации автомобиля в огромной степени зависит надежность работы двигателя.

В процессе эксплуатации автомо­биля необходимо периодически проверять уровень и состоя­ние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент производить через каждые 15 тыс. км. Масло меняют чаще при эксплуатации автомобиля с района^ с холодным клима­том, в горной местности, по плохим дорогам, в сельской мест­ности. Одновременно со сменой масла меняют масляный фильтр, для снятия которого можно воспользоваться зубча­тым кожухом или кожаным ремнем или просто надев рукави­цы. При снятии фильтра масло вытекает, поэтому нужно под­ставить емкость. При установке фильтр заворачивают вручную, руководствуясь указаниями по его сборке и разборке. Фланец фильтра промывают бензином, резиновое уплотнение слегка смазывают маслом, затем в картер заливают чистое масло.
В случае неполадок в работе системы смазки прежде все­го необходимо проверить уровень масла, затем его вязкость, правильность работы приборов контроля, исправность масля­ного насоса.

Во время эксплуатации автомобиля наиболее часто встре­чаются следующие неисправности системы смазки: снижение уровня масла, повышение или понижение его давления в си­стеме, загрязнение масла, нарушение работы вентиляции кар­тера двигателя, повышенный расход масла.

Снижение уровня масла может быть вызвано износом сальников, выгоранием масла, недостаточным уплотнением коленчатого вала, негерметичностью масляного картера.
Повышение давления в системе смазки может происхо­дить из-за загрязнения каналов системы и масляного фильт­ра, из-за применения масла повышенной вязкости, отказа дат­чика давления масла, неисправности редукционного клапана.
Причинами пониженного давления могут быть недоста­точный уровень масла в картере, заедание редукционного кла­пана в открытом канале, засорение маслоприемника, износ деталей масляного насоса, подшипников коленчатого вала и распределительного вала. При пониженном давлении масла в системе смазки на холостом ходу при прогретом двигателе необходимо в первую очередь проверить уровень масла в под­доне картера.

Давление масла создаёт масляный насос 15, обычно шестерёнчатого типа, приводимый в действие от распределительного или от коленчатого вала. В масляной магистрали двигателей, работающих на лёгком топливе, обычно назначается в пределах О,3-О,5 МПа, для дизелей в пределах 0,5-0,7 МПа. Исходя из того, что давление масла в системе должно быть постоянным и не зависеть от скоростного режима двигателя, а также от износа поверхностей трения, смазываемых под давлением, производительность масляного насоса назначается в 7-9 раз больше, чем требуется по расходу масла для нового двигателя. При этом в качестве ограничителя давления масла выступает редукционный клапан 17 шарикового или плунжерного типа. При превышении давления масла сверх установленного на шарик или плунжер начинает действовать сила, превышающая силу поджатия пружины, шарик или плунжер смещается и открывает канал для отвода части масла из напорной магистрали в поддон картера. При понижении давления масла в магистрали редукционный клапан закрывается, и всё масло от насоса идёт на смазку двигателя. При новом двигателе с малыми зазорами между поверхностями трения расход масла невелик, и до 80 % потока масла от насоса возвращается 25 через редукционный клапан 17 в поддон картера. По мере износа поверхностей трения и увеличения зазоров между ними расход масла увеличивается и, соответственно, уменьшается часть потока масла, возвращаемого через редукционный клапан в поддон картера. Если износ двигателя станет слишком большим и производительности масляного насоса не будет хватать для поддержания требуемого давления в магистрали, сработает датчик 3 аварийного давления масла и на панели приборов появится информация водителю о падении давления масла в системе.

Схема системы смазки дизельного двигателя

Рисунок 2.10 — Схема системы смазки дизельного двигателя:

1 — масляный фильтр грубой очистки масла; 2 — главная масляная магистраль; 3 — датчик давления масла; 4 — цилиндр; 5 — опорный подшипник распределительного вала; 6 — ось коромысел клапанов;

7 — масляный фильтр тонкой очистки масла; 8 — коренная шейка коленчатого вала; 9 — щуп контроля уровня масла; 10 — маслозаливная горловина;

11 — указатель температуры масла; 12 — масляный радиатор;

13 — клапан магистрали масляного радиатора;

14 — кран магистрали масляного радиатора; 15 — масляный насос;

16 — редукционный клапан масляного фильтра грубой очистки масла;

17 — редукционный клапан масляного насоса

Для очистки масла используется полнопоточный масляный фильтр 1 с вставным фильтрующим элементом, который необходимо менять при смене масла в двигателе. При чрезмерном загрязнении фильтрующего элемента для сохранения потока масла в магистрали предусматривается редукционный клапан 16, который при повышении давления на входе в фильтр открывается и пропускает неочищенное масло в масляную магистраль, предохраняя: двигатель от прерывания потока масла.

В некоторых двигателях для улучшения очистки масла применяется частичнопоточный фильтр тонкой очистки масла 7, через который проходит 10-15 % потока масла, возвращаемого в поддон картера.

Контроль за температурой масла осуществляется посредством датчика температуры 11, выдающего соответствующую информацию водителю.

Для охлаждения масла в системе предусматривается масляный радиатор 12, к которому поступает часть потока масла через кран 14 и клапан 13. При понижении давления масла клапан 13 закрывается и перекрывает поток масла к радиатору, увеличивая поступление масла к двигателю. В зимнее время, когда радиатор 12 может вызвать переохлаждение масла, краном 14 можно перекрыть поток масла к радиатору.

При работе двигателя во внутреннем пространстве его картера образуются так называемые картерные газы, возникающие от утечек отработавших газов между поверхностями поршней и цилиндров. Чем больше износ поршней и цилиндров, тем больше образуется картерных газов. Эти газы загрязняют масло и ухудшают его характеристики. С целью недопущения такого явления применяется принудительная вентиляция картера.

Вентиляция картера осуществляется путём создания разряжения во внутренней полости картера путём отсоса картерных газов во впускной коллектор двигателя или с помощью отсасывающей эжекционной трубы, вставляемой в выпускной трубопровод и использующей эффект отсоса за счёт потока выхлопных газов. Однако такой способ повышает токсичность отработавших газов и применяется довольно редко. При отсосе картерных газов во впускной коллектор производится их дожигание в цилиндрах вместе с порциями топлива. Основными элементами подсистемы вентиляции картера являются маслоотделитель, осуществляющий отделение масла от этих газов, и фильтр, очищающий воздух на входе во внутреннее пространство картера. Такое решение позволяет постоянно поддерживать во внутренней поверхности картера небольшое разряжение, благодаря чему картерные газы не прорываются в атмосферу и не загрязняют её.

Контроль уровня масла в поддоне картера осуществляется посредством щупа 9, в нижней части которого имеются метки минимального и максимального уровня масла. Периодичность проверки уровня масла и его замены определяются требованиями, содержащимися в сервисной книжке каждого автомобиля. В современных условиях периодичность замены масла в двигателе предусматривается после пробега 10-15 тысяч километров. Меньшая величина относится к автомобилям с дизельными двигателями, большая — к автомобилям с двигателями, работающими на лёгком топливе.

Маркировка автомобильных масел согласно международному стандарту SAE предусматривает обозначение следующих показателей.

  • Предельно низкую температуру, при которой возможна прокачка масла по системе смазки двигателя. Для определения такой температуры необходимо из первой цифры маркировки вычесть 40. Например, цифра 5 означает, что масло будет прокачиваться по системе до -35 °C. При цифре 10 эта температура составит — 30 °C.

  • Предельно низкую температуру пуска двигателя. Для определения такой температуры необходимо из первой цифры маркировки вычесть 35. Например, цифра 5 означает, что масло будет прокачиваться по системе до — 30 °C. При цифре 10 эта температура составит — 25 °C.

  • Возможность использования масла в зимних условиях обозначается буквой W.

  • Динамическую вязкость масла в сантистоксах при 100 °C.

Согласно данному стандарту маркировку масла 10W-30 можно расшифровать следующим образом:

  • предельно низкая температуры прокачивания масла по трубопроводам -30 °C;

  • предельно низкая температура пуска двигателя -25 °C;

  • масло можно использовать в зимних условиях (W);

  • динамическая вязкость масла при температуре 100 °C составляет 30 сСт.

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Двигатель | Добавил: autodromcar (15.11.2019)
Просмотров: 116 | Теги: двигатель, клапан, температура, давление, смазка, поверхность, масляный, масло, Картер, система смазки, система | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar