Устройство Системы Охлаждения и Схемы Работы|АвтоЦентр

menu
person

Устройство Системы Охлаждения и Схемы Работы

Радиатор состоит из двух бачков, между которыми находятся соединительные трубки. Бачки могут изготавливаться из цветного сплава или из пластмассы. Они располагаются сверху и снизу радиатора или по его бокам (рис. 2.49).

Для того чтобы радиатор эффективно отдавал тепло, необходимо выполнение двух условий: трубки радиатора должны быть выполнены из материала, который имеет хорошую теплопроводность, и радиатор должен иметь достаточную площадь поверхности. Раньше радиаторы изготавливали из меди и сплавов на ее основе, т. к. медь имеет высокую теплопроводность и коррозионную стойкость. Трубки, которые, как правило, имели плоскую форму, припаивались к бачкам. Для увеличения теплоотдачи (увеличения площади поверхности) между трубками устанавливались гофрированные металлические ленты.

Современные радиаторы, как правило, изготавливают из алюминиевых сплавов, с пластмассовыми бачками, которые прижаты к трубкам радиатора через резиновые прокладки. Такие радиаторы дешевле, легче, технологичнее в производстве, но плохо ремонтируются в случае повреждения.

Заливная горловина системы охлаждения, которая может располагаться на радиаторе или расширительном бачке, закрывается пробкой с двумя клапанами: паровым и воздушным (рис. 2.50).

Паровой клапан, прижимаемый к седлу горловины пружиной, предохраняет систему от повреждения в случае чрезмерного повышения давления. Если охла ждающая жидкость перегревается и закипает, то за счет избыточного давления преодолевается сопротивление пружины клапана, клапан открывается и пар выходит наружу. При охла ждении двигателя давление внутри системы может упасть ниже атмосферного, что может привести к повреждению тонких трубок радиатора. В этом случае открывается воздушный клапан пробки и в систему поступает воздух из атмосферы.

 

Радиатор системы охлаждения

Рис. 2.49. Радиатор системы охлаждения двигателя легкового автомобиля с автоматической коробкой передач: 1 — бачок радиатора; 2 — охладитель жидкости автоматической трансмиссии; 3 — прокладка; 4 — радиатор системы охлаждения; 5 — боковая соединительная скоба; 6 — основание каркаса; 7 — бачок масляного радиатора; 8 — масляный радиатор; 9 — муфта VISCO; 10 — вентилятор

 

Устройство пробки радиатора системы

Рис. 2.50. Устройство пробки радиатора системы охлаждения: 1 — крышка; 2 — пружина впускного клапана; 3 — стержень впускного клапана; 4 — пружина выпускного клапана; 5 — тарелка пружины выпускного клапана; 6 — выпускной клапан; 7 — впускной клапан; 8 — корпус пробки

 

Центробежный насос

Рис. 2.51. Центробежный насос системы охлаждения четырехцилиндрового двигателя Valvetronic BMW объединен в один узел с насосом гидроусилителя и корпусом термостата

 

Устройство термостата

Рис. 2.52. Устройство термостата с твердым наполнителем: 1 — нижняя рамка; 2 — верхняя рамка; 3 — регулировочный винт; 4 — шток; 5 — резиновая буфер-мембрана; 6 — седло основного клапана; 7 — основной клапан; 8 — пружина; 9 — капсула; 10 — направляющее кольцо; 11 — перепускной клапан; 12 — упругое кольцо; 13 — поджимная пружина; 14 — седло перепускного клапана

 

Для обеспечения интенсивной циркуляции охлаждающей жидкости в системе используется насос центробежного типа (рис. 2.51). Основу насоса составляет крыльчатка, установленная на вале, который вращается в подшипниках и приводится в действие от коленчатого вала двигателя или от электродвигателя. Крыльчатка вращается в полости, имеющей каналы для подвода и отвода жидкости. В центробежных насосах жидкость подводится к центру крыльчатки, переносится лопастями по окружности и отбрасывается центробежной силой наружу.

Особое внимание в конструкции жидкостных насосов уделяется уплотнению и герметизации, чтобы жидкость не могла вытечь из системы или повредить подшипники.

Термостат (рис. 2.52) способствует ускорению прогрева двигателя и регулирует количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Термостат устанавливается в патрубке или канале, соединяющем радиатор с рубашкой охлаждения.

Внутри термостата закреплен металлический баллон с твердым наполнителем — церезином (кристаллический воск) и медными опилками. Баллон герметично закрыт резиновой мембраной. При нагревании церезин расплавляется и увеличивает свой объем, (медные опилки нужны для лучшей теплопроводности). Мембрана прогибается и перемещает шток, управляющий клапаном термостата. Когда двигатель холод ный, клапан термостата закрыт. При нагревании охлаждающей жидкости до температуры свыше 70 °С шток термочувствительного элемента начинает открывать клапан, позволяя части жидкости проходить в радиатор, а если температура поднимается выше 80 °С, клапан открывается полностью, и вся жидкость начинает циркулировать по большому кругу.

Вентилятор служит для повышения скорости прохождения воздуха через радиатор с целью улучшения охлаждения. Вентилятор обычно располагают за радиатором в специальном направляющем кожухе. Вентиляторы системы охлаждения могут иметь различный привод. Самый простой привод — постоянный, с помощью ременной или другой передачи от коленчатого вала двигателя, но такой способ — самый неэффективный. Любой вентилятор забирает часть мощности двигателя, и поэтому, если температура охлаждающей жидкости не превышает оптимального значения, вентилятор можно отключить.

Привод вентилятора дизеля

Рис. 2.53. Привод вентилятора дизеля V8 Duramax производства GM осуществляется с помощью вязкостной муфты

В современных автомобилях широко применяются вентиляторы с электроприводом. Электродвигатель такого вентилятора включается только в том случае, если электрический датчик температуры, установленный в системе охлаждения, сигнализирует о превышении температуры выше определенного значения. В наиболее совершенных системах охлаждения работой вентилятора управляет процессор, который не только дает команду на включение-выключение вентилятора, но и регулирует частоту его вращения в зависимости от режима работы.

В системах охлаждения большого числа двигателей современных легковых автомобилей используются вентиляторы с вязкостной муфтой (рис. 2.53).

Ступица такого вентилятора имеет постоянный привод от вала двигателя, а лопасти соединяются со ступицей через муфту, внутри которой находится специальная жидкость, которая увеличивает свою вязкость при увеличении температуры. Если воздух, проходящий через радиатор, имеет низкую температуру, между ступицей и лопастями нет жесткой связи. По мере нагревания воздуха вязкость жидкости повышается и муфта начинает блокироваться, а при температуре воздуха 80 °С происходит полная блокировка муфты и лопасти вентилятора вращаются с максимальной частотой при данных оборотах коленчатого вала.

 

Установка гидравлической муфты

Рис. 2.54. Установка гидравлической муфты в приводе вентилятора: 1 — вал привода вентилятора; 2, 6 — сальники (манжеты); 3 — гайка вала; 4 — стопорная шайба; 5 — втулка сальника; 7 — рабочее колесо; 8 — гидромуфта; 9 — корпус вентилятора; 10 — крышка; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — корпус центрифуги; 13 — шайба; 14 — маслопроводный болт; 15 — подшипник скольжения

В конструкциях некоторых двигателей для привода вентилятора используются более сложные, гидравлические, муфты (рис. 2.54), которые изменяют скорость вращения венти-лято ра системы охлаждения в зависимости от температурного режима двигателя путем изменения количества масла внутри муфты.

Температурный режим ДВС оказывает большое влияние на расход топлива и токсичность отработавших газов, поэтому совершенству системы охлаждения современных двигателей уделяется большое внимание. В некоторых конструкциях используются дополнительные насосы охлаждающей жидкости с электроприводом. Все больше появляется автомобилей, температурным режимом двигателей которых управляют компьютеры. В двигателе автомобиля New Range Rover, например, используется термостат, соединенный с электронным блоком управления двигателем. Компьютер анализирует сигналы, поступающие от температурных датчиков, установленных в радиаторе и рубашке ох лаждения, и управляет специальным нагревателем в термостате, который ускоряет его срабатывание.

Очень неблагоприятным для долговечности двигателя режимом является его пуск при отрицательных температурах. Для обеспечения подогрева двигателя используют предпусковые подогреватели. В таких подогревателях используются специальные котлы, соединенные с рубашкой системы охлаждения. Жидкость нагревается при сгорании автомобильного топлива в камере сгорания котла. Наиболее совершенные предпусковые подогреватели работают автоматически, а водителю достаточно установить с помощью таймера время включения подогревателя.

В некоторых странах с холодным климатом широко используется подогрев жидкости в системе охлаждения двигателя с помощью небольших термоэлектрических нагревателей (ТЭНов), вмонтированных в рубашку охлаждения. При постановке автомобиля на длительную стоянку в холодное время года водители подключают такие нагреватели к электророзеткам, имеющимся в гаражах или на автомобильных стоянках.

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Двигатель | Добавил: autodromcar (18.11.2019)
Просмотров: 140 | Теги: термостат, вентилятор, клапан, жидкость, двигатель, муфта, охлаждение, радиатор, система | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar