Виды Кузовов Автомобилей|АвтоЦентр

menu
person

Виды Кузовов Автомобилей

Основная задача этой статьи ответить на вопрос какие виды кузовов бывают, чем различаются и их конструктивные особенности

  1. Виды Кузовов Автомобилей
    1. Кузова легковых автомобилей
    2. Назначение, виды и устройство несущих систем грузовых автомобилей
    3. Кузова автобусов
    4. Назначение, виды, и устройство несущих систем автобусов

Виды Кузовов Автомобилей

Кузов служит помещением для пере­возимого автомобилем груза (грузовые автомобили) или салоном для размеще­ния пассажиров (автобусы и легковые автомобили). Автомобильные кузова различают по назначению и конструкции.

По назначению кузова могут быть:

  • грузовые,
  • пассажирские,
  • грузопассажир­ские,
  • специальные.

По конструкции кузова делят на:

  • каркасные,
  • полукаркасные,
  • бескаркасные.

Кроме того, кузова автомобилей могут быть несу­шке и с несущим основанием. У несуще­го кузова все нагрузки воспринимаются непосредственно кузовом, у кузова с не­сущим основанием нагрузка распреде­ляется между кузовом и рамой.

Несущей системой называется рама или кузов автомобиля, служащие для установки и крепления всех частей автомобиля. Несущая система автомобиля предназначена для размещения всех узлов, агрегатов и систем автомобиля и соединения их в единую конструкцию, по сути, и являющуюся автомобилем.

Несущие системы бывают:

  • Рамные
  • Кузовные
  • Рамно-кузовные

В рамном автомобиле роль несущей системы играет рама (рамная несущая система) или рама совместно с кузовом (рамно-кузовная несущая система). В безрамных автомобилях функции несущей системы выполняет кузов (кузовная несущая система), который называется несущим.

Это означает, что двига­тель, агрегаты трансмиссии, подвеску ходовой части, а также механизмы управления и дополнительное оборудование устанавливают не на раме (как у гру­зовиков, автобусов и мотоциклов), а непосредствен­но на нем, т.е. именно кузов несет всю нагрузку. Кроме того, в кузове располагаются водитель и пас­сажиры, размещается груз.

Кузовную несущую систему применяют на легковых автомобилях особо малого, малого и среднего классов, а также на большинстве современных автобусов.

Кузова легковых автомобилей

При движении легкового автомобиля с боль­шой скоростью значительная часть мощности его двигателя расходуется на преодоление сопротивления воздуха.

Каркасные несущие кузова легковых автомобилей

Имеют специальный кар­кас, к которому прикреплены детали ос­нования и тонкостенных профилей, образующих сварную жесткую про­странственную ферму, усиленную обли­цовочными панелями.

Бескаркасные кузова

В бескаркасных кузовах, обычно при­меняемых на современных легковых ав­томобилях массового производства, до­статочную жесткость достигают со­ответствующим соединением панелей облицовки, в которые заформовывают стальную арматуру из тонкостенных профилей. Комфортабельные легковые автомобили с двигателями большой мощности обычно имеют рамную кон­струкцию.

Чтобы уменьшить сопротивление, кузо­ву необходимо придать обтекаемую форму. Поэтому формы кузовов совре­менных легковых автомобилей отве­чают не только эстетическим требова­ниям, но и требованиям аэродинамики.

Кузова легковых автомобилей по на­значению разделяют на кузова такси, автомобилей индивидуального пользо­вания, спортивных автомобилей и т. д.

В настоящее время наибольшее распро­странение имеют кузова легковых авто­мобилей следующих типов:

Хетчбэк

Хэтчбек в некоторой степени похож на универсал, он также имеет общее пространство багажника и салона, также имеет дверь сзади, но он имеет более компактные габариты за счёт укороченной задней части кузова. Такое решение позволяет более комфортно перемещаться в плотном городском потоке. К тому же существует такой класс автомобилей как супер компакт, которые чаще всего так же хэтчбеки. Они имеют скромные габариты, минимальный объем багажника и ориентированы исключительно на перемещение по городу.

Фастбэк

Фастбэком может быть как седан так и купе. Основной отличительной чертой фастбэка является крыша плавно переходящая в багажник. При этом фастбэк имеет статичное заднее стекло, имеет отдельное от салона пространство багажника и соответственно не имеет двери в задней части.

Лифтбэк

Лифтбэком так-же может быть как седан так и купе, внешне он очень похож на фастбэк, так как тоже имеет плавно нисходящую к задней части кузова крышу, но есть одна важная отличительная особенность — это наличие задней двери и соответственно одно общее пространство салона и багажника. Таким образом получается что пятой дверью служит часть крыши и само название лифтбэк (от англ. liftback) нам об этом и говорит.

Кабриолет

Под этим термином объединены несколько типов автомобильных кузовов, которые имеют съемную или складную крышу. Классический современный кабриолет имеет складную крышу и два полноценных ряда сидений. Крыша кабриолета вместе с задним стеклом складывается назад и занимает часть багажного отделения. При этом кабриолет может иметь как 2 так и 4 двери, а если кабриолет имеет крышу из мягкого материала, например кожи, то правильнее называть такой автомобиль фаэтон.

Родстер — это тип кабриолета отличительной чертой которого является наличие только одного ряда сидений и соответственно родстер это исключительно купе.

Тарга — это купе с одним рядом сидений, статичным задним стеклом, крыша которого, в отличие от родстера не складывается, а снимается.

Универсал

Универсалом называют пассажирский легковой автомобиль с увеличенным объемом багажника. Этот тип кузова получил свое название за счет многоцелевого назначения. Универсалы имеют 3 или 5 дверей, 2 ряда сидений и большой багажник. В подавляющем большинстве универсалов задние сидения складываются, тем самым увеличивая багажник до невероятных для легковой машины размеров. В начале 21 века эти кузова были особенно востребованными и обогнали седаны по продажам.

Шутинг брейк — один из подтипов кузова универсал. Это 2-дверные автомобили премиум-сегмента с прямой крышей, построенные на базе спорткаров.

Минивэн

До прихода в наш обиход термина «минивен» на отечественном рынке этот тип кузова назывался аббревиатурой УПВ – универсал повышенной вместимости, что достаточно качественно отражает суть. Минивен по праву можно назвать универсалом. Он также имеет общее с салоном пространство багажника, его крыша также продолжается до конца задней части, а в задней части также имеется так называемая пятая дверь.

Кроссовер

Этот тип кузова с каждым годом приобретает всё большую популярность и для этого есть ряд весомых причин. Кроссовер это автомобиль повышенной проходимости, смесь легкового автомобиля и внедорожника. Такой кузов сочетает в себе вместительность универсала, а иногда даже превышает ее, повышенный дорожный просвет, что позволяет выезд на плохое дорожное покрытие или даже легкое бездорожье, при этом кроссовер является легковым автомобилем, что позволяет комфортно использовать его для повседневной езды по городу.

Лимузин

Стделяющей водителя от пасса­жиров —лимузин.

Пикап

Кузов грузопассажирского автомоби­ля с открытой платформой, убирающи­мися боковыми сиденьями на четыре — шесть человек и с двухместной закры­той кабиной

Назначение, виды и устройство несущих систем грузовых автомобилей

В качестве несущей конструкции системы грузового автомобиля чаще всего применяется рама.

Различают следующие виды рам

Лонжеронная рама состоит из двух продольных штампованных балок швеллерного сечения — лонжеронов, связанных между собой несколькими поперечинами. Такая рама получила название лонжеронной. Поперечины обычно штампованные, служат не только для соединения между собой лонжеронов и придания всей конструкции необходимой жесткости, но и для крепления различных агрегатов автомобиля. Для изготовления элементов рамы обычно применяется низкоуглеродистая сталь. Соединение лонжеронов и поперечин чаще всего выполняется с помощью заклепок. В необходимых местах к лонжеронам и поперечинам, также заклепками или болтами, крепятся различные кронштейны и другие детали для установки агрегатов автомобиля.

Сварка при изготовлении рам применяется довольно редко, поскольку лонжеронные рамы грузовых автомобилей относительно податливы на изгиб, и в особенности на кручение, и сварные швы в этих условиях являются источником образования трещин.

Способность рамы деформироваться при скручивающихся нагрузках позволяет избежать излишне высокие напряжения в местах соединений.

Кабина грузового автомобиля закрепляется на раме в трех, четырех точках с помощью упругих устройств, и деформации рамы при движении автомобиля по неровной дороге не вызывают соответствующих деформаций кабины.

В редких случаях на грузовых автомобилях применяется так называемая хребтовая рама, представляющая собой стальную трубу большого диаметра, проходящую вдоль автомобиля по его продольной оси. В передней части рама раздваивается, образуя два продольных лонжерона, служащих для установки двигателя с коробкой передач. Внутри трубы размещается карданная передача. Ведущие мосты автомобиля в этом случае имеют подрессоренные редукторы, от которых крутящий момент подводится к колесам качающимися полуосями.

Кузова автобусов

Автобусные кузова могут быть одно- и двухэтажными, от­крытыми и закрытыми. Современные автобусы большей частью имеют цель­нометаллические каркасные кузова ва­гонного типа, которые позволяют на­иболее рационально использовать пло­щадь салона для размещения пассажи­ров. Автобусный кузов представляет собой сложную конструкцию, состоя­щую примерно из 3000 деталей. Масса и стоимость кузова составляют более половины массы и стоимости автобуса. 

Материалами для изготовления карка­сов несущих кузовов автобусов служат стальные или дюралюминиевые стерж­ни, а материалами облицовки — листо­вая сталь или алюминий.

Городские автобусы имеют два ряда сидений, центральный проход значи­тельной ширины и широкие двери, обес­печивающие быстрый удобный вход и выход пассажиров. Пригородные ав­тобусы отличаются от городских боль­шим числом мест для сидения. В ме­ждугородных и туристских автобусах, предназначенных для круглогодовых пассажирских перевозок на дальние рас­стояния, для увеличения удобств пасса­жиров сиденья регулируемые, улучшены вентиляция и отопление, пассажирское помещение радиофицировано, имеются багажные помещения.

Для маршрутных и служебных перевозок, для перевозки школьников, курортников и пассажиров между небольшими населенными пунк­тами используют автобусы районного сообщения.

Для современных автобусов ти­пичным является закрытый кузов вагон­ного типа, каркас которого показан на рис. 172. У кузова вагонного типа рама отсутствует, вся нагрузка воспринимает­ся кузовом. Все агрегаты автобуса при­креплены к основанию кузова, состоя­щего из поперечных и продольных балок, образующих жесткую конструк­цию.

Универсальный кузов предназначен для перевозок разнообразных грузов и представляет собой деревянную или металлическую платформу, которая для облегчения погрузки и выгрузки груза обычно снабжена откидными бортами.
Специализированный кузов служит для перевозки груза только определен­ного типа. Установка высоких по­стоянных или съемных бортов облег­чает перевозку грузов малой плотности, т. е. имеющих большой объем.

Наибо­лее распространенными типами специа­лизированных кузовов грузовых авто­мобилей являются фургон, цистерна и саморазгружающийся кузов. Кузов последнего типа применяют на автомо­билях-самосвалах, а также используют для перевозки сыпучих и вязких грузов, разгружаемых наклоном кузова.

Для грузовых автомобилей малой грузоподъемности часто используют шасси легковых автомобилей и откры­тые кузова типа пикап с бортовой плат­формой или закрытые типа фургон и универсал.
Капот, крылья, подножка и облицов­ка радиатора составляют оперение ав­томобиля.

Назначение, виды, и устройство несущих систем автобусов

Несущие кузова автобусов по характеру конструктивных элементов подобны кузовам легковых автомобилей, но имеют существенные отличия. В автобусных кузовах чаще, чем в кузовах легковых автомобилей, используется алюминий в виде листов и различных профилей. Соединение элементов кузова между собой часто осуществляется заклепками. Каркас кузова автобуса состоит в основном из продольных и поперечных элементов, к которым заклепками или точечной сваркой (при стальных деталях) прикрепляются наружные панели, часто представляющие собой плоские листы металла.

Рис 16 Составные части в устройстве кузова автобуса- а - каркас, б - основание каркаса

Из-за наличия пассажирских дверей силовая схема автобусного кузова обычно несимметрична, и для придания всей структуре необходимой жесткости дверные проемы усиливаются по периметру дополнительными частями.

Часто основание автобусного кузова выполняется в виде самостоятельно работающей системы, на которой устанавливается собственно каркас кузова, который в этом случае воспринимает относительно небольшую нагрузку. Такое основание называется несущим или интегральным. Интегральное основание позволяет вносить изменения в конструкцию кузова и выпускать одновременно автобусы с различными кузовами. Пространство между отдельными элементами интегрального основания используется для размещения топливных баков, ресиверов пневмосистемы, аккумуляторных батарей и других устройств, а на междугородных и туристических автобусах – для размещения багажа.

Если несущей системой автомобиля является рама, то дополнительно на нее устанавливается кузов или кабина для размещения водителя, пассажиров и грузов.

Рама выполняет функции каркаса автомобиля: кроме соединения всех его узлов и агрегатов в единое целое она дополнительно придает жесткость и прочность всей конструкции, что позволяет воспринимать различные внешние и внутренние нагрузки при движении.

Кузов служит для комфортного размещения пассажиров и груза и для их защиты от внешних и внутренних неблагоприятных факторов (погодные условия — снег, ветер, дождь; дорога — шум, пыль, вибрация), а также обеспечивает защиту в случае аварии. Конструкция кузова влияет на эксплуатационные свойства автомобиля и определяет его внешний вид.

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Несущая система. Кузов | Добавил: autodromcar (08.04.2020)
Просмотров: 51 | Теги: автомобиль, автобус, система, крыша, вид, Несущая, легковой, рам, тип, кузов | Рейтинг: 3.0/1

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar