Как Работает Система ESP, Назначение, Задачи - Система Стабилизации|АвтоЦентр

menu
person

Как Работает Система ESP, Назначение, Задачи - Система Стабилизации

Основной задачей электронной системы стабилизации траектории ESP (Electronic Stability Programm) является предотвращение выхода автомобиля за пределы полосы движения на повороте при ошибочных действиях водителя. Рассмотрим назначение,задачи и узнаем как работает система EPS в автомобиле, а также рассмотрим систему стабилизации автомобиля

  1. Назначение EPS
    1. Основные задачи EPS
    2. Как работает EPS
    3. Система стабилизации автомобиля

Назначение EPS

ESP же отвечает за сохранение автомобилем заданной водителем траектории движения в поворотах или при маневрах.

Основные задачи EPS

Является предотвращение выхода автомобиля за пределы полосы движения на повороте при ошибочных действиях водителя (например, при попытке пройти поворот со слишком высокой скоростью в момент начала заноса и т. д.).

Как работает ESP

Задача системы стабилизации помочь автомобилю двигаться в том направлении, куда повёрнуты передние колёса. В простейшем представлении система состоит из нескольких датчиков, контролирующих положение автомобиля в пространстве, электронного блока управления и насоса с раздельным управлением тормозными магистралями каждого колеса (он же используется для работы антиблокировочной системы ABS).

Четыре датчика на каждом колесе с частотой 25 раз в секунду отслеживают скорости вращения колёс, датчик на рулевой колонке определяет угол поворота рулевого колеса, и еще один датчик расположен максимально близко к осевому центру автомобиля — Yaw sensor, фиксирующий вращение вокруг вертикальной оси (обычно это гироскоп, но в современных системах используются акселерометры).

Электронный блок сопоставляет данные о скорости вращения колёс и боковых ускорений с углом поворота рулевого колеса и если эти данные не совпадают, то происходит вмешательство в систему подачи топлива и тормозные магистрали. Важно понимать, что система стабилизации не знает и не может знать правильную траекторию движения, всё что она делает — пытается направить автомобиль в том направлении, куда водитель повернул руль.

 

При этом система стабилизации способна сделать то, что физически не способен сделать ни один водитель — выборочное притормаживание отдельных колёс автомобиля. А ограничение подачи топлива используется для того, чтобы прекратить ускорение автомобиля и максимально быстро его стабилизировать.

 

 

Система стабилизации автомобиля

Существует два основных случая отклонения автомобиля с намеченной траектории: снос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение передних колёс автомобиля) и занос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение задних колёс автомобиля). Снос возникает в том случае, когда водитель пытается выполнить манёвр на высокой скорости, и передние колёса теряют сцепление с дорогой, автомобиль прекращает реагировать на вращение рулевого колеса и продолжает двигаться прямо. В этом случае система стабилизации затормаживает заднее внутреннее к повороту колесо, тем самым удерживая автомобиль от сноса. 

Занос обычно возникает уже на выходе из поворота и преимущественно на заднеприводных автомобилях при резком нажатии на педаль газа, когда задняя ось поскальзывается и начинает двигаться наружу поворота. В этом случае система стабилизации затормаживает внешнее переднее колесо, тем самым гася начинающийся занос.

Некоторые водители считают, что система стабилизации мешает им ездить, однако простейший эксперимент на ледовой трассе со среднестатистическим водителем за рулём показывает, что без системы стабилизации у него гораздо больше шансов вылететь с трассы, не говоря уже о том, что лучшее время он способен показать только при помощи со стороны электроники.

Если вы не имеете титула мастера спорта по авторалли и при этом уверены, что система стабилизации мешает вам ездить — значит вы просто не умеете ездить правильно и совершенно не знакомы с законами физики, балансом автомобиля и техникой управления автомобилем. А на дорогах общего пользования не существует ситуаций, где отсутствие системы стабилизации может помочь избежать аварии. Больше всего претензий к системе стабилизации у водителей, которые не понимают простой истины:

Электроника пытается направить автомобиль в том направлении, куда повёрнуты передние колёса.

У разных автопроизводителей разные настройки чувствительности и скорости срабатывания системы стабилизации. Это в том числе связано с массой и габаритами (колёсной базой) автомобиля. Некоторые системы обладают крайне высокой чувствительностью, это сделано потому, что снос и занос проще всего погасить в самом начале, не дожидаясь критических углов отклонения автомобиля от траектории.

Система стабилизации будет лишней только в двух случаях — либо вы хотите эффектно покружиться волчком, либо вы мастер спорта и на гоночной трассе у вас стоит задача проехать как можно быстрее. В этом случае система стабилизации может мешать использовать управляемый занос для доворота автомобиля (особенно при использовании техники смены скольжения с одной стороны на другую), а ограничение подачи топлива не позволит ускоряться в боковых скольжениях.

При этом даже включенная система стабилизации в разумных пределах позволяет скользить боком в управляемом заносе. Всё, что для этого нужно — не вращать руль в сторону заноса, т.к. это приведёт к моментальному вмешательству электроники (машина скользит в одну сторону, а поворачивая руль вы направляете её в другую). Если же на выходе из поворота вам надо ускориться, а система стабилизации ограничила подачу топлива, то просто поставьте руль прямо, реальное направление движения автомобиля совпадёт с требуемым и система стабилизации прекратит своё вмешательство.

Система ESP (рис. 5.15) включает в себя: датчики, электронный блок управления, гидравлическую систему подтормаживания того или другого колеса и систему управления двигателем.

В системе подтормаживания задействованы агрегаты антиблокировочной системы автомобиля (АБС). Электронный блок управления (ЭБУ) постоянно получает и анализирует сигналы от датчиков угла поворота рулевого колеса, бокового ускорения, угловой скорости вращения кузова относительно вертикальной оси, частоты вращения колес. В момент, когда сочетание показаний датчиков воспринимается ЭБУ как приближение к критическому режиму (занос, начало бокового скольжения), он выдает сигнал гидравлической системе подтормаживания и блоку управления двигателем.

При этом одно или несколько колес одного борта начинают подтормаживаться, что приводит к возникновению поворачивающего момента относительно вертикальной оси, который предотвращает развитие аварийной ситуации (рис. 5.16). Одновременно воздействие на блок управления двигателем позволяет уменьшить подачу топлива и снизить скорость движения до безопасного уровня.

Рис. 5.15. Электронная система стабилизации траектории: 1 — блок управления АБС; 2 — датчик скорости вращения колес; 3 — датчик угла поворота руля; 4 — датчик бокового ускорения и угловой скорости; 5 — электронный блок управления (ЭБУ); 6 — электропривод дроссельной заслонки (бензиновый двигатель) или ТНВД (дизель); 7 — датчик давления в тормозной системе

Рис. 5.16. Поворот в критической ситуации: а — при сносе; б — при заносе

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Рулевое управление и подвеска | Добавил: autodromcar (19.11.2019)
Просмотров: 114 | Теги: Поворот, система, управление, двигатель, блок, датчик, электронный, колесо, скорость | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar