Схождение и Развал Колес Задних (Передних) Колес|АвтоЦентр

menu
person

Схождение и Развал Колес Задних (Передних) Колес

Для повышения устойчивости автомобиля при движении, легкости управления и снижения износа шин служат понятие "Схождение-развал колес, продольный и поперечный наклон геометрической оси поворота управляемого колеса". Обычно данную операцию рекомендуют прово­дить с интервалом 10—15 тыс. км на отечественных авто и до 30 тыс. км на иномарках. Есть конечно и неплановая проверка и регулировка углов развала-схождения она понадобится в следующих случаях и сейчас все по порядку разберем в этой статье.

  1. Назначение углов установки колес 
    1. Развал колес 
    2. Схождение колес 
    3. Поперечный угол наклона оси поворота колеса 
    4. Угол продольного наклона оси поворота колеса 
    5. Плечо обкатки 
    6. Изменение значений углов установки колес и их регулировка

Внеплановая проверка и регулировка углов развала-схождения понадобится в следующих случаях

  • вы поймали на дороге большую яму и замяли колесный диск;
  • ремонтировалась ходовая часть, например менялись нако­нечники рулевых тяг, рычаги подвески, сайлент-блоки;
  • при изменении клиренса авто, например после установки вставок («домиков») или укороченных пружин;
  • машину стало уводить в сторону; 
  • сильный износ покрышек;
  • плохо самовозвращается руль при выходе из поворотов. 

Назначение углов установки колес

Настроенная геометрия подвески позволяет автомобилю более эффективно воспринимать все силы и моменты, возникающие в пятне контакта колеса с дорожным покрытием во время различных режимов движения. Этим обеспечивается предсказуемое поведение автомобиля, а именно:

  • стабильность движения по прямой,
  • устойчивость в поворотах,
  • стабилизация при разгонах и торможении.

Также благодаря отсутствию излишнего сопротивления качению колес происходит более равномерный износ шин, что позволяет увеличить срок их службы.

Результатом правильно отрегулированного развала и схож­дения станет повышение устойчивости и управляемости ав­томобиля, снижение износа шин и экономия топлива.

Развал колес

Это угол между центральной плоскостью колеса и перпендикуляром к поверхности дороги. Развал из­меряется в градусах, при этом колеса должны находиться в положении прямолинейного движения. Колесо с углом раз­вала 0° стоит перпендикулярно дороге. Развал положителен, если верх колеса отклоняется наружу, и отрицателен, если наклон внутрь. Самый критический угол установки колес — это угол схождения. 

Схождение

Это разница расстояний, измерен­ных по передним и задним точкам дисков колес, в горизон­тальной плоскости. Чрезмерно положительное или отрица­тельное схождение вызывает повышенный износ покрышек. 

Схождение измеряется в миллиметрах или в в градусах. Если расстояние, измеренное по передним точкам, меньше рас­стояния, измеренного по задним точкам, то говорят о поло­жительном схождении, если наоборот — об отрицательном, или обратном, схождении. Схождение считается нулевым, если колеса параллельны друг другу.

Слишком большой отрицательный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шины с внутренней стороны;
  • острая реакция авто на рулевое управление.

Слишком большой положительный угол:

  • ухудшается выдерживание траектории движения;
  • повышенный износ шин с наружной стороны.

Как говорилось выше схождение и развал бывают как положительными, так и отрицательными (рис. рис. 4.24).

Несмотря на то что наименьшее сопротивление движению и меньший износ шин будут в случае, когда колеса катятся в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси автомобиля, их все же устанавливают с развалом и схождением. Дело в том, что при движении автомобиля его колеса нагружены силами взаимодействия с дорогой. Например, на передние колеса автомобиля с задним приводом большую часть времени действуют силы, направленные против движения и стремящиеся развернуть колеса наружу. В подвеске автомобиля имеются упругие элементы, которые имеют определенную эластичность и дают возможность колесам повернуться наружу.

Рис. 4.24. Схождение (а) 

Рис. 4.24. Развал (б) колес

Для того чтобы при движении колеса катились параллельно продольной плоскости автомобиля, их предварительно устанавливают с небольшим положительным схождением. У автомобилей с передними ведущими колесами, у которых большую часть времени на эти колеса действует сила тяги, совпадающая с направлением движения, колеса устанавливаются с отрицательным схождением. Установка колес с развалом обусловлена более сложными причинами.

Колеса при движении автомобиля по возможности должны находиться в положении, когда они перпендикулярны дорожной поверхности (нулевой угол развала). Если колесо катится под углом к вертикали, сцепление шины с дорогой уменьшается, а пятно контакта шины с дорогой изменяет свою форму, что приводит к появлению боковой силы, которая стремится дестабилизировать движение автомобиля.

Можно создать такую независимую подвеску, в которой колесо будет перемещаться в вертикальной плоскости без наклона при движении по любой прямолинейной дороге. Гораздо труднее сохранить вертикальность колеса, когда кузов автомобиля, к которому присоединен направляющий элемент, накреняется при прохождении автомобилем поворота.

Поэтому конструкторы современных подвесок выяснили, что лучше позволить изменяться развалу, но сделать его направленным противоположно крену кузова, поскольку это сохраняет вертикальное положение колес при поворотах. Такой подход обеспечивает улучшение сцепных свойств при прохождении поворотов и, как следствие, улучшение устойчивости и управляемости.

Для самовозврата колес к прямолинейному движению после поворота служит угол поперечного наклона шкворня. Наличие такого наклона приводит к возникновению стабилизирующего момента на управляемых колесах, который зависит от величины этого угла наклона и силы тяжести, приходящихся на управляемые колеса, но не зависит от скорости движения. Эти углы лежат в пределах 6-10°.

Наклон геометрической оси в продольной плоскости заключается в смещении нижнего конца этой оси относительно вертикали. Данный угол наклона служит для сохранения прямолинейного движения колес при движении с большими скоростями. Создаваемые реактивные усилия на плечах, представляющих собой расстояния от точек касания с дорогой, стремятся вернуть колеса в положение прямолинейного движения. Этот угол обычно равен 1-3,5° и зависит от боковой упругости шин.

Поперечный угол наклона оси поворота колеса

Поперечный угол наклона оси поворота (англ. KPI) — угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности. Благодаря данному параметру при повороте управляемых колес кузов автомобиля приподнимается, вследствие чего возникают силы, стремящиеся вернуть колесо в прямолинейное положение.

Таким образом, KPI оказывает значительное влияние на стабильность и устойчивость автомобиля при прямолинейном движении. Разность величин углов поперечного наклона правой и левой осей может приводить к уводу автомобиля в сторону с большим наклоном. Данный эффект может проявляться и при соответствии нормальным значениям остальных углов установки колес.

Угол продольного наклона оси поворота колеса

Продольный угол наклона оси поворота (англ. caster) — угол между осью поворота колеса и перпендикуляром к опорной поверхности в продольной плоскости автомобиля. Различают положительный и отрицательный углы продольного наклона оси поворота колеса.

Положительный caster способствует возникновению дополнительной динамической стабилизации автомобиля при движении на средней и высокой скорости. При этом ухудшается поворачиваемость на малой скорости.

Плечо обкатки

Помимо вышеперечисленных параметров, для передней оси имеет большое значение еще одна характеристика — плечо обкатки. Это расстояние между точкой, образованной пересечением оси симметрии колеса и опорной поверхности, и точкой пересечения линии поперечного наклона оси поворота и опорной поверхности.

Плечо обкатки положительное, если точка пересечения поверхности и ось поворота колеса лежат справа от оси симметрии колеса (нулевого плеча), и отрицательное, если располагается слева от него. Если эти точки совпадают — то плечо обкатки нулевое.

Данный параметр влияет на стабилизацию и поворачиваемость колеса. Оптимальным значением для современных автомобилей является нулевое либо положительное плечо обкатки. Знак плеча обкатки определяется развалом, поперечным наклоном оси поворота колеса и вылетом колёсного диска. Автопроизводители не рекомендуют устанавливать колесные диски с нестандартным вылетом, т.к. это может  повлечь изменение заданного плеча обкатки на отрицательное значение. Это может серьезно повлиять на устойчивость и управляемость автомобиля.

Изменение значений углов установки колес и их регулировка

Углы установки колес подвержены изменениям вследствие естественного износа деталей, а также после их замены на новые. Все без исключения рулевые тяги и наконечники имеют резьбовое соединение, которое позволяет увеличить или уменьшить их длину для регулировки величин углов схождения колес. Схождение задних колес, равно как и передних, регулируется на всех типах подвесок, за исключением задней зависимой балки или моста.

Регулировка развала на стойке Макферсон Регулировка значений развала для задней и передней оси предусмотрена далеко не на всех автомобилях: она отсутствует на зависимой подвеске, на подвеске МакФерсон (за исключением небольшого ряда моделей авто, у которых верхний крепеж стойки — это болт с эксцентриком). Присутствует настройка camber, как правило, на обоих осях подвесок с верхними и нижними поперечными рычагами.

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Рулевое управление и подвеска | Добавил: autodromcar (19.11.2019)
Просмотров: 126 | Теги: Поворот, шина, колесо, дорога, автомобиль, угол, схождение, наклон, развал, движение | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar