Демпфер Крутильных Колебаний и (Механизм)|АвтоЦентр

menu
person

Демпфер Крутильных Колебаний и (Механизм)

В отличие от электродвигателей или турбин, у двигателей внутреннего сгорания отдаваемый крутящий момент не является постоянной величиной, а характеризуется определенной степенью неравномерности. Постоянное изменение угловой скорости коленчатого вала вызывает колебания как следствие его ускорения или замедления. Без специальных мер эти колебания могли бы беспрепятственно передаваться через сцепление на первичный вал коробки передач и вызывать дребезжание из-за соприкосновения шестерен друг с другом.

Подобные колебания вызывают, кроме всего прочего, появление посторонних шумов, однако их появление зависит не только от неравномерной работы двигателя. Возникновению и усилению нежелательных шумов способствует несоответствующее качество изготовления шестерен, коленчатого вала и его вкладышей, неправильно выбранная вязкость используемого трансмиссионного масла, количество находящихся в зацеплении шестерен, а также все более низкая инерционная масса и легкие конструкции современных автомобилей.

Для того, чтобы возникающие крутильные колебания не передавались беспрепятственно от двигателя на коробку передач, ведомый диск сцепления оснащен демпфером (или гасителем) крутильных колебаний (рис. А4.9), включающим в себя поворотный и фрикционный механизмы.

Поворотный механизм состоит из основы ведомого диска и пластины демпфера, жестко соединенных заклепками, а также нескольких демпферных пружин, которые предназначены для передачи крутящего момента на ступицу ведомого диска, сжимаясь в зависимости от величины передаваемого момента. Пружины расположены в окнах основы ведомого диска, пластины демпфера и фланца ступицы, что обеспечивает поворачивание последнего на угол до ±18° относительно основы ведомого диска. При этом демпферные пружины пребывают поочередно в состоянии сжатия и растяжения. За счет изменения величины зазора и упругости пружин достигаются различные характеристики демпфера крутильных колебаний. Использование нескольких пружин с различной упругостью позволяет обеспечить многоступенчатую или прогрессивную характеристики работы механизма.

Демпфер крутильных колебаний

Рис. А4.9. Демпфер крутильных колебаний легкового автомобиля с отдельным предварительным демпфером (ист.: LuK)

При этом демпферные пружины пребывают поочередно в состоянии сжатия и растяжения. За счет изменения величины зазора и упругости пружин достигаются различные характеристики демпфера крутильных колебаний. Использование нескольких пружин с различной упругостью позволяет обеспечить многоступенчатую или прогрессивную характеристики работы механизма.

Фрикционный механизм предотвращает раскачивание демпфера крутильных колебаний, которое возникает из-за осевого перекоса фланца ступицы между основой ведомого диска и пластиной демпфера.

Самый простой вариант, при котором сталь трется о сталь, не обеспечивает надлежащее фрикционное демпфирование и таит в себе опасность глубокой коррозии.

Фрикционные кольца, изготовленные из пластика или органического материала, позволяют достичь желаемых коэффициентов трения и соответствующих параметров износа. Небольшие тарельчатые пружины сжимают фрикционный механизм и обеспечивают постоянный коэффициент трения.

  • Двухступенчатый демпфер крутильных колебаний с простым фрикционным приспособлением

Двухступенчатый демпфер крутильных колебаний (рис. А4.10) оснащен простым фрикционным приспособлением. В данном варианте металл трется о металл, а тарельчатая пружина (2) обеспечивает постоянный коэффициент трения.

Фланец ступицы (8) располагается между основой ведомого диска (6) и пластиной демпфера (7) и поддерживается двумя пружинами основного демпфера первой (3) и второй ступени (4).

Максимальный угол поворота между фланцем ступицы и основой ведомого диска с пластиной демпфера составляет 18°. Перегрузка может вызвать соприкосновение с заклепкой (1).

  • Двухступенчатый демпфер крутильных колебаний с фрикционными кольцами

В отличие от варианта с простым фрикционным приспособлением, изображенного на рисунке А4.10, демпфер крутильных колебаний с рисунка А4.11 оснащен двумя фрикционными кольцами

(9). Они могут быть выполнены из органического материала (высокий коэффициент трения, сильный износ) или пластика (низкий коэффициент трения, хорошие параметры износа).

Рис. А4.10. Двухступенчатый демпфер крутильных колебаний с металлическим фрикционным приспособлением (ист.: LuK): 1 - заклепка: 2 - тарельчатая пружина; 3 - пружина основного демпфера, 1 -я ступень; 4 - пружина основного демпфера, 2-я ступень; 5 - ступица ведомого диска; 6 - основа ведомого диска; 7 - пластина демпфера; 8 - фланец ступицы ведомого диска

Рис. А4.11. Двухступенчатый демпфер крутильных колебаний с фрикционными кольцами (ист.: LuK):

1 - заклепка; 2 - тарельчатая пружина; 3 - пружина основного демпфера, 1 -я ступень; 4 - пружины основного демпфера, 2-я ступень; 5 - ступица ведомого диска: 6 - основа ведомого диска; 7 - пластина демпфера; 8 - фланец ступицы ведомого диска; 9 - фрикционное кольцо; 10 - опорная шайба

Постоянный уровень трения достигается за счет тарельчатой пружины (2) с опорной шайбой (10).

Вторая ступень демпфирования реализуется с помощью двух вложенных друг в друга пружин (4), дающих более крутую графическую характеристику.

Двухступенчатый демпфер крутильных колебаний с отдельным предварительным демпфером

Следующим вариантом, более дорогим с точки зрения производства, является демпфер крутильных колебаний с отдельным предварительным демпфером.

На рисунке А4.12 изображен трехступенчатый механизм, состоящий из двухступенчатого основ-

Рис. А4.12. Двухступенчатый демпфер крутильных колебаний с отдельным предварительным демпфером и фрикционными кольцами (ист.: LuK):

1 - заклепка; 2 - тарельчатая пружина; 3 - пружина основного демпфера, 1-я ступень; 4 - пружины основного демпфера, 2-я ступень; 5 - ступица ведомого диска; 6 - основа ведомого диска; 7 - пластина демпфера; 8 - фланец ступицы ведомого диска; 9 - фрикционное кольцо; 10 - опорная шайба; 11 - пружина предварительного демпфера, 1-я ступень; 12- пружина предварительного демпфера, 2-я ступень; 13 - нагрузочный фрикционный диск; 14 - фланец предварительного демпфера; 15 - кожух предварительного демпфераного демпфера и отдельного двухступенчатого предварительного демпфера.

Пружины первой (11) и второй (12) ступеней предварительного демпфера отличаются очень низкой упругостью и работают в основном в режиме холостого хода. По достижении определенного угла поворота фланца (14) относительно кожуха (15) предварительного демпфера в работу включаются пружины (3 и 4) первой и второй ступеней основного демпфера.

Три фрикционных кольца (9) начинают работать при различных углах поворота подвижных деталей демпфера относительно друг друга. В данном случае постоянный коэффициент трения достигается за счет предварительного натяжения тарельчатых пружин

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Трансмиссия | Добавил: autodromcar (16.11.2019)
Просмотров: 71 | Теги: ведомый, Пружина, ступень, фрикционный, Ступица, Диск, Колебание, крутильный, демпфер, Предварительный | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar