Ведомый Диск Сцепления и Устройство|АвтоЦентр

menu
person

Ведомый Диск Сцепления и Устройство

Ведомый диск сцепления предназначен для передачи крутящего момента от маховика и ведущего диска сцепления на первичный вал коробки передач, а также для обеспечения плавного трогания автомобиля с места и быстрого переключения передач водителем.

Кроме этого, задача ведомого диска состоит в ограничении распространения на трансмиссию колебаний крутящего момента двигателя (крутильных колебаний).

Ведомый диск сцепления

 

Ведомый диск сцепления

 

Рис. А4.1. Ведомый диск сцепления с демпфером крутильных колебаний и упругими лепестками крепления фрикционных накладок (ист.: LuK):

  • I  - фрикционное кольцо предварительного демпфера: 2 - тарельчатая пружина предварительного демпфера (1-я ступень); 3 - фланец ступицы предварительного демпфера; 4/5 - пружины предварительного демпфера: 6 - кожух предварительного демпфера; 7 - тарельчатая пружина основного демпфера (1-я ступень); 8 - центрирующий конус; 9 -тарельчатая пружина предварительного демпфера (2-я ступень); 10 - нагрузочный фрикционный диск предварительного демпфера:

  • II  - кожух предварительного демпфера; 12-тарельчатая пружина основного демпфера (2-я ступень); 13-фрикционное кольцо основного демпфера

Графическая характеристика

Диаграммы крутильных колебаний

Рис. А4.3. Диаграммы крутильных колебаний с демпфером крутильных колебаний и без него на холостом ходу (ист.: LuK)

Кроме этого, оптимальная конструкция крепления фрикционных накладок обеспечивает плавную передачу на трансмиссию крутящего момента при трогании автомобиля с места, а также эргономичную передачу усилия с педали сцепления, что значительно улучшает плавность выключения и включения сцепления.

Фрикционные накладки

Основным свойством переключаемого фрикционного сцепления, как явствует из названия, является передача крутящего момента за счет фрикционного замыкания. Фрикционное замыкание создается с помощью фрикционных накладок, установленных с помощью заклепок и/ или клея на упругой основе ведомого диска сцепления, в связи с чем изготовлению накладок отводится особое место в технологии производства сцеплений.

Фрикционные накладки, в зависимости от условий эксплуатации, подвергаются растяжению, сдвигу и изгибу, поэтому должны обладать следующими свойствами:

  • • высокая механическая прочность;

  • • термостойкость;

  • • медленный износ материала поверхности, сопряженной с поверхностью трения;

  • • возможность использования в широком диапазоне температур;

  • • невосприимчивость к атмосферным воздействиям;

  • • отсутствие шумов при трении.

Коэффициент трения фрикционных накладок и параметры износа зависят от таких факторов, как:

  • • длительность нагрузки (фаза проскальзывания);

  • • состав материала фрикционной накладки;

  • • температура поверхности трения;

  • • давление прижима;

  • • скорость скольжения;

  • • материал сопряженных поверхностей трения.

Фрикционные накладки сцепления должны обладать также дополнительными свойствами в зависимости от условий эксплуатации. Расположеные на ведомом диске накладки вращаются с высокой частотой. Возникающие при этом центробежные силы способны вызвать в накладках высокое внутреннее напряжение. Именно поэтому важным критерием при конструировании и выборе фрикционных накладок сцепления является их прочность на разрыв.

Прочность на разрыв, или прочность при повышенной частоте вращения, должна превышать на величину коэффициента надежности прочность накладок в обычных условиях эксплуатации. Она зависит от технологии производства, диаметра ведомого диска и величины возможных температурных воздействий. Фрикционные накладки должны до определенных пределов легко переносить пиковые температуры в сочетании с высокой частотой вращения ведомого диска сцепления, что возможно из-за ошибок водителя (например, неправильный выбор ступени при переключении на пониженную передачу).

Масса фрикционных накладок оказывает серьезное влияние на момент инерции масс ведомого диска сцепления и, тем самым, на легкость переключения ступеней в коробке передач и срок службы синхронизаторов. Поэтому при выборе фрикционных накладок этот критерий имеет особенное значение. В результате последних разработок были созданы фрикционные накладки с уменьшенной массой, которые можно узнать по выемкам на обратной стороне фрикционной поверхности. Необходимая прочность обеспечивается перемычками в местах расположения заклепок.

Канавки на поверхности фрикционных накладок служат для отведения пыли, образующейся при рабоче сцепления. Кроме этого, они способствуют оптимальному завихрению потока охлаждающего воздуха и предотвращают присасывание к сопряженным поверхностям трения на маховике и нажимном диске сцепления. Для той же цели служат полые заклепки крепления фрикционных накладок.

Фрикционные накладки из органических материалов

В настоящее время на автомобилях используются преимущественно фрикционные накладки ведомого диска сцепления, изготовленные из органических материалов (рис. А4.4). Еще пару лет назад основным материалом для производства фрикционных накладок был длинноволокнистый асбест. Сегодня же используются исключительно без-асбестные заменители, такие, как стекловолокно, минеральная вата, а также угольные и арамидные волокна. В качестве заполнителей и основы применяется множество материалов, по разному влияющих на свойства фрикционных накладок, а именно:

  • • шпат, каолит, силикаты и оксиды алюминия обеспечивают прочность фрикционных накладок;
  • • металлы, сульфиды и оксиды металлов улучшают эффективность отверждения и вулканизации при изготовлении накладок;
  • • смолы и хлопок обеспечивают постоянный коэффициент трения и уменьшают износ накладок;
  • • смолы, кроме того, служат связующим веществом и положительно влияют на коэффициент трения.

При производстве прессованных фрикционных накладок заменители соединяются с заполнителем и смолами, тщательно перемешиваются, после чего полученная масса заливается в форму и затвердевает при нагреве под давлением. Полученные заготовки подвергаются механической обработке.

Преимуществом этой экономичной технологии является равномерное перемешивание волокнистых материалов и заполнителей, что гарантирует стабильность свойств фрикционных накладок.

При производстве тканых фрикционных накладок в качестве основы используются длинноволокнистые заменители, а также частично латунные, медные и оловянные волокна, которые сплетаются в нити. Из этих нитей, в свою очередь, плетется ткань с сетчатой или решетчатой структурой. Полученные заготовки также соединяются с заполнителем и спекаются в форме при нагреве под давлением.

Преимуществом тканых фрикционных накладок является высокая прочность при повышенной частоте вращения.

Навитые фрикционные накладки в прошлом производились преимущественно из асбеста. Асбестовые волокна сплетались с металлическими волокнами в нить, которая пропитывалась заполнителем и по спирали навивалась на диск.

Основными аргументами в пользу этой технологии была небольшая масса фрикционных накладок и высокая прочность при повышенной частоте вращения.

Коэффициент трения фрикционных накладок из органических материалов составляет от 0,26 до 0,30 при термостойкости до 300 °С.

Варианты исполнения фрикционных накладок сцепления

Рис. А4.4. Варианты исполнения фрикционных накладок сцепления (ист.: LuK):

 

Фрикционные накладки из неорганических материалов

В сцеплениях, испытывающих сильные термические нагрузки, используются преимущественно фрикционные накладки из неорганических порошковых материалов (рис. А4.4).

В зависимости от основного компонента различают накладки на основе бронзового или железного порошка.

Коэффициент трения и свойства фрикционных накладок зависят от содержания в них углерода, оксида алюминия, кварцита, магнезита и муллита.

В процессе производства порошковый материал предварительно спрессовывается в форме и подвергается в печи диффузионному спеканию. На следующем этапе производится спекание под давлением и окончательное прессование. Полученные спеченные детали (рис. А4.4, внизу) закрепляются на держателе фрикционной накладки с помощью заклепок.

Для использования в среде крайне высоких температур подходят порошковые материалы с высоким содержанием керамических добавок. Однако из-за высокой хрупкости таких металлокерамических фрикционных накладок они должны быть установлены на специальных держателях.

Коэффициент трения фрикционных накладок из неорганических материалов составляет до 0,5, что, хотя и обеспечивает высокую эффективность передачи крутящего момента, вызывает сильный износ сопряженных поверхностей трения и внезапное зацепление при включении сцепления. Кроме этого, сравнительно высокая масса спеченных фрикционных накладок является причиной высокого момента инерции масс ведомого диска сцепления.

Благодаря своей высокой термостойкости спеченные фрикционные накладки могут без проблем выдерживать температуру до 600 °С.

Мы будем рады если Вы ответите на вопрос: "Помогла ли Вам статья?"
0       0
Категория: Трансмиссия | Добавил: autodromcar (16.11.2019)
Просмотров: 92 | Теги: накладка, ведомый, материал, Предварительный, передача, сцепление, Диск, демпфер, трение, фрикционный | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы Похожие материалы

Всего комментариев: 0
avatar